Новости Вновь выявленные лабиринты Дагестана

Вновь выявленные лабиринты Дагестана

10.05.2013 03:38

 

 

Вновь выявленные лабиринты Дагестана

Мирзабек Алимов  

   

         В приложении 1 книги С. О. Хан – Магомедов «Дагестанские лабиринты», Москва, изд. Ладья, 2000г., приводит свод всех 50 дагестанских лабиринтов, выявленных им и другими исследователями начиная с 1927 года по 2000 год, и завершает книгу следующим Заключением:

 

        Завершая анализ дагестанских лабиринтов, хотелось бы кратко сказать о его основных результатах в той последовательности, в которой во введении были сформулированы задачи данного исследования.

       Автор ставил перед собой пять задач. Удалось ли их разрешить?

       Во-первых, ставилась задача ввести в научный оборот лабиринты четвертого региона (считая тремя первыми Средиземноморье, Западную Европу и Северную Европу) – Дагестана, как единый комплекс памятников культуры. Эта задача выполнена. Все выявленные к настоящему времени дагестанские лабиринты рассмотрены как отдельно (в главе IV), так и в сводных таблицах (глава I) и в приложении.

       Во-вторых, ставилась задача проанализировать лабиринты с учетом их геометрических свойств. Этой проблеме в книге было уделено большое внимание. Лабиринты всех регионов (а не только дагестанские) тщательно анализировались с точки зрения способа их начертания и их основных геометрических свойств. Анализ позволил выявить много интересного. Оказалось, что многие лабиринты (например, Северной Европы и Дагестана) построены с нарушением способа их начертания. Выяснилось, что наиболее распространенный классический лабиринт имеет «ключ», позволяющий создавать графическую фигуру с заданными свойствами.

(Автор, в своей книге, неоднократно указывает, что он не является автором «ключа». Процитирую 2 абзаца касательно «ключа» из книги:

      В 1950 году, изучая архитектуру Южного Дагестана, я впервые увидел на одном из камней фасада старой мечети лезгинского аула Кючхюр изображение классического лабиринта (рис. 1-3). Попытки найти логику графического построения этой графической фигуры оказались безуспешными, и пришлось просто тщательно перерисовывать каждую линию, неоднократно сбиваясь и начиная заново. Площадь перед мечетью в дагестанском ауле традиционное место бесед стариков. Один из них, наблюдая за моими неудачными попытками уловить принципы построения лабиринта, нарисовал палкой на земле «ключ» начертания этой фигуры зная который, лабиринт можно нарисовать в несколько секунд.

       О чем все это свидетельствует?  Именно о том, что классический лабиринт – это графико-геометрическое супер открытие, которое не только нельзя (вернее очень трудно) второй раз открыть, но невозможно даже имея перед глазами лабиринт, понять метод его построения, т.е. увидеть в графической фигуре «ключ» к его начертанию. Нужно, чтобы тот, кто знает этот «ключ», показал его и объяснил, как им пользоваться. Я был одним из немногих, кому открыли секрет «ключа» лабиринта те, кто им обладал.  Вставка моя М. Алимов).           

       В-третьих, ставилась задача ввести в научный оборот новую классификацию лабиринтов. Вынос за пределы классификации неправильных лабиринтов (при построении которых был нарушен способ их начертания) позволил максимально упростить классификацию и показать какие именно типы лабиринтов преобладали в том или ином регионе евроазиатского региона.

       В-четвертых, ставилась задача проанализировать классический лабиринт как уникальный графический феномен. Этой проблеме в книге уделено много внимания. Были выявлены графические закономерности построения классического лабиринта и показаны возможности бесконечного усложнения и структурного преобразования его «ключа». Уникальность этого графического феномена в том, что при всех его трансформациях (при соблюдении определенных правил) лабиринт сохраняет свое основное геометрическое свойство (наличие единого пути от входа к центру).

      В-пятых, ставилась задача рассмотреть проблему взаимосвязей культур с учетом супер открытий, автохтонности и конвергентности. Была подчеркнута практическая невозможность двух кратного (а тем более многократного) открытия способа построения классического лабиринта. А если это так, то необходимо учитывать возможность заимствования этого графического феномена, по крайней мере, двумя культурными регионами у третьего, так как классический лабиринт был распространен в трех регионах евроазиатского континента -  в Средиземноморье, в Северной Европе и в Дагестане. Есть все основания полагать, что появился классический лабиринт в античном Средиземноморье и уже оттуда попал в другие регионы.

       Была также показана реальная возможность появления второго основного типа лабиринта – негативного в различных регионах самостоятельно (автохтонно, конвергентно) без обязательного заимствования извне (хотя нельзя исключать и возможность заимствования).

       Одна из главных задач данной книги – собрать в одном издании все выявленные к настоящему времени дагестанские лабиринты, чтобы добавить к трем широко известным культурным регионам, где уже давно выявлены лабиринты (Средиземноморье, Северная Европа, Западная Европа) четвертый – Дагестан. Причем важно подчеркнуть особенности этого четвертого региона:

1 – здесь обнаружены два основных типа лабиринта: классический и негативный;

2 – здесь жива в народе традиция построения лабиринта с помощью «ключа»;

3 – здесь у местных сохранилось (видимо уходящее в глубокую древность) отождествление рисунка лабиринта с символом «крепости». 

        В заключение книги о дагестанских лабиринтах хотелось бы обратиться к будущим исследователям этого уникального графического феномена. Работу по выявлению дагестанских лабиринтов желательно продолжить. Дело в том, что все те исследователи, которые выявили и ввели в научный оборот лабиринты (рассмотренные в книге) специально не искали именно лабиринты и не всегда фиксировали даже обнаруженные лабиринты (об этом, например, сообщает Е. М. Шиллинг, да и автор книги, посетив 129 аулов, не всегда фиксировал увиденные им лабиринты). Все это заставляет предполагать, что в Дагестане в горных и предгорных аулах сохранилось еще много не выявленных лабиринтов. Найти, зафиксировать и опубликовать их важно и потому, что среди них могут оказаться такие разновидности классических и негативных лабиринтов, которые с одной стороны позволяют уточнить роль и место Дагестана в процессах культурного взаимодействия в масштабах евроазиатского континента, а с другой – может добавить в общую уже известную палитру лабиринтов новые графические варианты.

          Вынужден констатировать тот факт, что я тоже специально не занимался поиском лабиринтов. Просто у меня была книга Селима Омаровича и я его читал, кроме того будучи в Ахтах в прошлом году осуществил фото съемку в Ахтынском краеведческом музее и дома спокойно через компьютер рассматривая фотографии обнаружил лабиринты на двух бронзовых изделиях и одну высеченную на камне. Сверка со сводом дагестанских лабиринтов  приводимый в книге  показал,  что выставленные в Ахтынском краеведческом музее лабиринты, в свод не входят.

        Далее, в этом году общаясь с директором музея А. Дагларовым, узнал, что бронзовые образцы с лабиринтами попали в музей из с. Луткун и более подробно, касательно  бронзовых изделий с изображениями лабиринтов  можно узнать там, у учителя истории Луткунской СШ Юсуфа. Конечно, съездил в Луткун, и услышал следующую информацию, что в конце 80 годов житель с. Луткун по имени Пирим – буба (уже нет в живых) занимаясь земляными работами, не далеко от школы нашел клад, где находились поломанные и целые кинжалы, сабли, а также  элементы конской сбруи, изготовленные из бронзы. Весь клад Пирим – буба передает другому человеку. Тот на свой взгляд начинает оценивать клад. Соответственно поломанные кинжалы и сабли выкидывает, а целые роздал. Про находку клада прослышал тогда директор Ахтынского музея Ф. Даглагов. Он явился в Луткун, находит того человека   и заявляет, что клад это собственность государства, соответственно чтобы клад отдали ему. Этот торг завершается тем, что ему отдают две бронзовые бляшки из конской сбруи, остальную часть бронзовой сбруи как то, что осталось от клада передают в школьный музей истории. Таким образом, в Луткуне среди изделий конской сбруи я нахожу еще две бляшки с изображениями  лабиринтов.   Понимая ценность находки,  попросил  все хранящиеся в Луткунском школьном музее детали конской сбруи, чтобы передали мне на время, для показа  специалистам  на предмет установления возраста и выяснения многих других вопросов. Забегая вперед скажу, сейчас детали конской сбруи находятся у специалистов института археологии ДНЦ РАН, отдельные элементы конской сбруи довольно уникальны и предварительно установленный возраст не менее 2500 лет. По завершении исследования выйдет научная публикация, а образцы будут возвращены в Луткун. Само собой разумеется, что в данном сообщении разговор идет только об вновь выявленных лабиринтах, в том числе  обнаруженных и на элементах конской сбруи.     

      При описании вновь выявленных лабиринтов пользуюсь классификацией и методом описания лабиринтов, используемый  С. О. Хан – Магомедовым в своде.  Хочу обратить внимание и на следующее обстоятельство, если, например, на одном камне высечено два лабиринта соответственно в своде счет ведется не по количеству камней, а по количеству лабиринтов.

 

     Лабиринт в с. Ахты (лезгины)



 

 

 

Тип лабиринта: правильный классический.

Местоположение: высечен на камне, одной из ступеней каменной лестницы направляющейся к главной мечети с. Ахты (южная сторона). На сегодняшний день хранится в Ахтынском краеведческом музее.

Публикации: публикуется впервые.  


Лабиринты в с. Ахты (лезгины)


 

 

Тип лабиринта: спиралевидные двухпутные с взаимозаменяемыми «ходами» и «стенками».

Местоположения: выбиты на бронзовых  бляхах конской сбруи. На каждой бляхе выбит разукрашенный  крест и в свободном пространстве выбиты 4 (четыре) спиралевидные двухпутные лабиринта. Хранятся в Ахтынском краеведческом музее.

Публикации: публикуется впервые. 

 

Лабиринт в с. Луткун (лезгины)


 

 

 

Тип лабиринта: спиралевидные двухпутные с взаимозаменяемыми «ходами» и «стенками».

Местоположения: выбито на бронзовой бляхе конской сбруи. На бляхе выбит  разукрашенный крест и в свободном пространстве выбиты 4 (четыре) спиралевидные двухпутные лабиринта. (Рядом увеличенная реконструкция  изображение бляхи). Хранится в Луткунском школьном краеведческом музее.

Публикации: публикуется впервые.

  

Лабиринт в с. Луткун (лезгины)


 

 

Тип лабиринта: спиралевидные двухпутные с взаимозаменяемыми «ходами» и «стенками».

Местоположения: выбито на бронзовой бляшке конской сбруи. На бляшке выбиты 6 (шесть) спиралевидных  двухпутных лабиринтов соединенных друг с другом. (Рядом увеличенная реконструкция  изображение бляшки). Хранится в Луткунском школьном краеведческом музее.

Публикации: публикуется впервые.

 

 

 

 

© 2010 Фонд лезгины.
За достоверность публикуемой пользователями информации администрация Фонда ответственности не несет.
При копировании материалов ссылка на lezghins.com обязательна.

Разработка сайтов в Махачкале