Новости Общественные слушания, проведенные ОП РД 20.02.2014г.

Общественные слушания, проведенные ОП РД 20.02.2014г.

21.02.2014 13:00

Общественные слушания,  проведенные ОП РД 20.02.2014г.

20 февраля 2014г. Общественная Палата Республики Дагестан провела общественные слушания на тему: «Влияние водозабора из Самурской долины на экологию Самурского природного комплекса», в которых приняло участие и фонд «Лезгины». В связи с тем, что тематика слушаний не предусматривало рассмотрение такой темы как Экологические правонарушения, проекта добычи подземных вод из дельты реки Самур связанного с Самурским природным комплексом, (докладчики установлены, проект рекомендаций подготовлен).  Фонд «Лезгины» в этой ситуации счел целесообразным  обратиться к Председателю ОП РД Гамзатову Г. М. с просьбой предусмотреть в Рекомендациях  устранения и указанных экологических правонарушений осуществленных в ходе исполнения проекта.

Ниже представлен полный текст, планировавшегося выступления фонда «Лезгины» и переданного Председателю ОП РД Гамзатову Г. М.

 

 

Экологические правонарушения, проекта добычи подземных вод из дельты реки Самур связанного с Самурским природным комплексом и версия решения

Думаю, мое выступление не понравится ни одной из конфликтующих сторон – жителям селений Самур и Азадоглы, ни стороне Заказчика планирующего прокладку водопровода для водоснабжения Дербента и прилегающих населенных пунктов из Западно- Присамурского месторождения подземных грунтовых вод (далее «Самурского»), да такой цели и не преследую. Целью является показ нарушений требований законодательства обеими сторонами, чтобы через устранение, которых пришли при принципе открытости  удовлетворению не только интересов конфликтующих сторон, но и интересов государства касательно и сохранения Самурского реликтового леса.     

При этом, жители селений, оперируя, фразами про сохранение и  Самурского леса, полагаю, в основном их  беспокойство выражается только в одном – выкачка пресных подземных вод с месторождения «Самурский» в дополнение к тому, что выкачивается, может привести к снижению уровня воды и к неравномерной просадке грунта и как следствие - разрушению их домов. Это опасение с их стороны является законным и должно быть принято во внимание. За тем, чтобы показать, что жители этих  селений, да и не только они виновны в уничтожении Самурского леса приведу одно сравнение – как могло, так получится, что у этих новоявленных защитников  леса  за эти годы Самурский лес  так «высох» в площади, что от него осталось почти ничего.  Не они ли в  том числе  все эти годы незаконными выпасами скота,  незаконными рубками леса, браконьерством зверья и рыбы, довели Самурский лес до такого состояния?    Я знаю, о чем говорю. Будучи работником федерального контрольно-надзорного органа – Росприроднадзора по РД, через мои руки проходили и Акты по проверке Самурского леса, и если обнаруживал какие- то не соответствия в АКТе по моей инициативе осуществлялись повторные проверки с привлечением представителей  других органов и моим участием. Конечно, я помню также и административные дела и материалы, которые были переданы в правоохранительные органы  Росприроднадзором по РД. Парадокс, но в общественном сознании десятками лет осуществляемое и документированное антропогенное воздействие, в том числе и жителей этих сел на Самурский лес вообще не рассматривается.  Все списывается на выкачивание воды, рассматривая его единственной причиной высыхания  Самурского леса. Удивительно, уникальный Самурский лес все эти годы «высыхает» и в площади сокращается как шагреневая кожа а леса состоящего из стволов высохшего леса не найти,  хотя как мне кажется, нет ни одной работы и по мониторингу состояния подземных вод  дельты Самура. Давайте отделим «дитя от помоев» и установим, что жители сел действительно имеют опасения за сохранность своих домов  и это опасение с их стороны законно, а все остальное от лукавого. Надеюсь, также на осознание со стороны  жителей этих сел той ответственности, которую они несут перед будущими поколениями, проживая в этом районе в деле сохранения Самурского леса.  

Не понятны также  и аргументы стороны Заказчика. Да не должны страдать от нехватки воды жители Дербента и прилегающих территорий. Но простите, вы собираетесь выкачивать воду из федерального месторождения пресных подземных вод  «Самурский» у которого имеется собственник, и к которому по федеральному закону «О недрах» не имеет отношение не только жители вышеуказанных селений, но и Магарамкентский район и даже Республика Дагестан. (Все, что имеется у республики по этому закону это «Перечень общераспространенных полезных ископаемых по Республике Дагестан» см. совместное Распоряжение МПР РФ N 11-р, Правительства   Республики   Дагестан  N 80-р  от  28.03.2008 "Об утверждении перечня общераспространенных полезных ископаемых по  Республике   Дагестан").  Дополнительно сообщаю,  река Самур имеет статусы – федеральной, пограничной и международной реки (думаю,  гидроэнергетики меня поймут с какими процедурами и в какой последовательности сопряжены согласования с органами федеральной власти даже не выкачивание, а использование воды для выработки электроэнергии).

 Возникает законный вопрос: Имеется ли на территории республики уполномоченный территориальный орган Министерства природных ресурсов и экологии РФ?  Да имеется, и сокращенное называние этого  органа «Дагестаннедра». В таком случае спрашивается:

- Когда было Дагестаннедра объявлено конкурсное техническое (геологическое) задание на выполнение работ по объекту «Оценка ресурсного потенциала питьевых подземных вод месторождения «Самурский» для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения г. Дербента и прилегающих территорий,  кто победитель и исполнитель данного конкурсного технического (геологического) задания?

(объявленное Дагестаннедра конкурсное техническое (геологическое) задание на выполнение работ по объекту: «Оценка ресурсного потенциала питьевых подземных вод переуглубленных долин горных рек для питьевого и хозяйственно – бытового водоснабжения населения Горного Дагестана» стоимостью в 16 млн. руб., как понимаете, эта  работа не имеет ни какого отношения к оценке ресурсного потенциала подземных вод месторождения «Самурский» или дельты реки Самур).

-Кем, когда, по какой программе финансирования установлен удельный модуль водопроницаемости ложа реки Самур в районе  месторождения  «Самурский»  и чему она равна?

(Река Самур  является единственным источником,  который фильтруя через, песчано-валуно-галечный слой ложа реки,  питает  весь аллювиальный слой, в котором расположено месторождение пресных подземных вод «Самурский».  Не зная чему равен удельный модуль водопроницаемости М3воды на М2 поверхности ложа реки в сутки, как можно говорить о том, сколько М3 воды, за какое время и с какой площади  можно безопасно забирать из месторождения?).

-По какой программе, кем и когда осуществлялось финансирование мониторинговых исследований состояния месторождения «Самурский» и кто исполнитель, который  может представить Отчет по данной работе?

(Всяких разговоров и высказываний о том, что уровень подземных грунтовых вод из – за хищнического и бесконтрольного выкачивания воды, в том числе и  со стороны АР, как и высказываний «экспертов» говорящих об обратном  ходят много. А вот результатов исследования, показывающих,  сколько метров составляет разрыв между ложей реки Самур и уровнем подземных грунтовых вод именно  месторождения «Самурский» с которого собираются выкачивать воду нет. Значит, и по данному вопросу, можно «толочь воду» бесконечно не имея ответа на простой вопрос – переполнено ли месторождение водой или необходимо ввести мораторий на забор воды на определенный срок для восстановления потенциала месторождения, в том числе и с предъявлением претензий в нарушении существующих договоренностей и АР).

- Когда был Дагестаннедра объявлен и проведен аукцион на добычу подземных пресных вод  месторождения Самурский?

- Участвовал ли Заказчик в аукционе,  является ли Заказчик победителем аукциона и имеется ли у него Лицензия?

- Какие условия оговорены победителю аукциона в Особых условиях Лицензии?

И наконец,  проведена ли экологическая экспертиза проекта на федеральном уровне?

(Если Дагестаннедра  не объявлен и не проведен аукцион, если Заказчик не имеет Лицензии, (соответственно Заказчик не в праве пользоваться недрами по Закону, в том числе осуществлять бурение скважин, так он еще  не собирается платить и налоги за пользование недрами в виде разовых и постоянных платежей), и если на разработку и реализацию проекта Заказчиком израсходованы  бюджетные средства в нарушение требований законодательства, при отсутствии даже  положительного заключения экологической экспертизы федерального уровня и все это при отсутствии у Заказчика четких,  подтверждаемых  документами ответов на вышеизложенные вопросы со стороны федеральных и республиканских уполномоченных органов (в первую очередь со стороны Дагестаннедра),  то о каких Общественных слушаниях и слушаниях чего может идти речь, когда    разбираться с Заказчиком и исполнителем Проекта  при приостановке исполнения работ, должны  компетентные, и на то уполномоченные органы). 

Считаю, для решения данного серьезного касающегося, в том числе и будущего Самурского леса, вопроса обоим конфликтующим сторонам необходимо вернуться от самодеятельности в русло Закона.

Считаю, оптимальным решением, при сложившейся ситуации, использование принципа  открытости, равенства прав, обязанностей и ответственности со стороны всех заинтересованных сторон с  приоритетом сохранения интересов государства, касательно и Самурского леса. Законодателем четко и ясно прописано вся последовательность действий всех взаимодействующих сторон с указанием не только прав, но и ответственности.   

 

           Президент фонда «Лезгины»                                            М. А. Алимов

 

 

© 2010 Фонд лезгины.
За достоверность публикуемой пользователями информации администрация Фонда ответственности не несет.
При копировании материалов ссылка на lezghins.com обязательна.

Разработка сайтов в Махачкале