Об одном предположении относительно конкретного места захоронения сестры Абу Муслима (Масламы), Умм ал-муминат в Ахтынской мечети.
Мирзабек Алимов
Собственно основной целью этой поездки в селение Ахты (с 29 по 31 марта 2014г.) было обследование месторождения Кизил – Дере с фото, видеосъемкой состояния месторождения и осуществление отбора шлама состоящего из ионов тяжелых металлов истекающих в водные объекты Южного Дагестана. Попутно разобраться по вопросу установления постоянного места хранения найденных в ходе ремонтных работ в Ахтынской мечети артефактов.
(До поездки я располагал информацией, что директору Ахтынского краеведческого музея А. Дагларову, которому я и сообщил об обнаруженных артефактах и попросил переговорить на счет передачи артефактов в музей, было «культурно» отказано). Ночью с 29 по 30 в Ахтах и выше в горах выпал снег. Соответственно поездку в Хнов к месторождению Кизил – Дере пришлось отложить до лучших времен и более подробно заняться вопросами установления постоянного места хранения найденных в ходе ремонтных работ в Ахтынской мечети артефактов, для чего встретился с имамом Ахтынской мечети Абдулгашумом Абдулгашумовым в мечети.
Ниже представляю – фотографии с. Ахты, где видна мечеть, новый купол Ахтынской мечети, а также фотографию, где мы стоим на фоне мечети, со стороны входа в мечеть.
В ходе встречи, относительно найденного в ходе ремонтных работ под полом первого этажа мечети кувшина, мои основные аргументы выглядели приблизительно следующим образом. По первому артефакту - кувшину: 1. Назначение кувшина – хранение зерновых запасов для зимнего периода года. Данный кувшин не предназначен для хранения воды, используемого даже для омовений и т.д., соответственно не имеет отношения к мечети. Более того, как сообщали на горлышке кувшина остались остатки «коровьей лепешки» перемешанной с соломой которым было запечатано горлышко кувшина; 2. Я показывал фотографию данного кувшина Магомедову Рабадану Гаджиевичу – археологу ДНЦ РАН в части установления возраста изготовления. Предварительно установленный возраст – позднее средневековье; 3. Соответственно данный артефакт является техническим и технологическим памятником истории нашего народа, и хотя он и найден в мечети его необходимо, передать для постоянного хранения в Ахтынский краеведческий музей. С небольшими колебаниями, но все - таки с этим предложением имам мечети согласился. По второму артефакту: – камню с арабскими надписями я сообщил следующее: 1. Согласно предварительного перевода, осуществленного, З. Ш. Закариявым – д.и.н., арабистом и информации (при этом с его стороны было высказано пожелание построчного пере фотографирования камня для осуществления более точного перевода), который он сообщил: В 1815 г. Шахбан сын Расула из селения Ялак (ал Ялаки) проводил реконструкцию и ремонтные работы в Ахтынсой мечети. Более того данный мастер известен З. Закарияеву по другим его работам в селении Шиназ Рутульского района, в селении Ашар Курахского района. 2. Данный камень является единственным «документом», что в 1815 г. в Ахтынской мечети проводились ремонтные работы, соответственно его место с наружной стороны на стене Ахтынской мечети, рядом с другим камнем, где согласно перевода А. Р. Шихсаидова, указано «(Коран IX. 18). Сельская община Ахти области Самур реставрировала эту соборную мечеть, [стоящую] на месте старой мечети, которую построил доблестный правитель Абдаррахман, названный Абу Муслимом ад-Димашки, завоеватель области Дагистан. [Сделали это] в 1316 г. хиджры, или в 1899 году по христианской эре, ввиду того, что она по прошествии веков пришла в ветхость»., то есть 115 лет тому назад также в мечети осуществлялись ремонтные работы. Далее были обсуждены некоторые технические стороны установления камня в стене мечети, после чего я выступил, с предложением – установления еще одного камня на стене мечети по завершении нынешних ремонтных работ, на что имам мечети сообщил, такое и в их планы тоже входит.
Считая, что основные вопросы по артефактам урегулированы, мы далее стали обсуждать дальнейший ход ремонтных работ, ходили по залу мечети, и вот тут имам мечети, указывая на пол в углу мечети, показал места расположения могил - Зиярата под полом, что явилось для меня полной неожиданностью. То есть, нет перезахоронения костяков в нишах в наружной опорной стене мечети со стороны, где проходит лестница в мечеть, а имеются под полом в углу мечети Зиярат, где похоронена сестра Абу Муслима и еще кто-то. При этом имам мечети пояснил, что про существование Зиярата им было известно, кто желал тот мог спуститься через лаз в полу мечети и помолиться там…, боле того сообщил что могилы расположены за стеной Зиярата в земле под полом мечети, а в стене Зиярата сделаны нищи для указания мест захоронений.
В связи с тем, что я был без фонаря, а под полом было темно, спускаться и проводить обследование не стал, решив позже осуществить более подробное обследование.
С 7 по 13 апреля опять поехал в Ахты для более подробного обследования Зиярата, в ходе обследования выяснилось следующее:
1. Под полом в углу мечети, если стать лицом к лицевой стороне мечети обращенной к селению Ахты, то в правом углу мечети, под полом мечети находится Зиярат приблизительно 6 м длиной вдоль лицевой стороны мечети и 2, 5 м шириной;
2. В стене мечети – со стороны, которая обращена в сторону селения имеется небольшая заложенная камнями арка, которая не видна с наружной лицевой стороны мечети. Данный факт позволяет предположить, что опорные стены мечети двухслойные, то есть старые опорные стены мечети из-за ветхого состояния были укреплены с наружи новыми стенами. На втором ниже представленной фотографии видна арка в Зиярате, которая проходит по внутренней лицевой опорной стене мечети.
Кстати на осуществленных в Зиярате фотографиях потом, при подробном рассмотрении в увеличенном режиме, обнаружил довольно большое количество так называемых плазмоидов или огненных шаров, разных размеров и интенсивности освещенности, которых, я не видел при обследовании...
При этом:
1.1. Если камни в арке по краям арки уложены ровно, то посередине, арки «распузенные», из чего можно предположить:
2.1.1 . В 1815 г. (возможно и раньше) когда Шахбан сын Расула из Ялака, ремонтировал Ахтынскую соборную мечеть, посередине, арки еще имелась дверь – вход в Зиярат находившийся под полом мечети;
Ниже представляю два эксклюзивных карандашных рисунка 1850 года. Осуществленные русским художником – (пока неизвестным, хотя на рисунках указаны не только место, дата, но и его подпись) селения Ахты. Где видно, (рядом с не существующим сегодня минаретом) в том числе и как выглядела Ахтынская соборная мечеть после ремонта Шахбана из Ялака в 1815 г. Рисунки любезно предоставлены директором Ахтынского краеведческого музея А. Ф. Дагларовым.
Ахты 3 июня 1850 г.
Ахты 25 июля 1850г.
2.1.2. Значит в 1899 г. стены мечети после ремонта Шахбана 1815 г. были укреплены новыми стенами с наружными большими арками и приняли современный известный вид, и в это время был закрыт вход в Зиярат с лицевой стороны мечети, при этом «пробили» новый вход в Зиярат со стороны стены, где проходит лестница в мечеть. (частично арка видна и сейчас, перекрытая не действующей лестницей построенной в советское время, когда в мечети размещалась Ахтынский краеведческий музей).
Учитывая вышеизложенное а также информацию, которая приводится в А.Р.Шихсаидов «Очерки истории, источниковедения, археографии средневекового Дагестана», Махачкала – 2008 г. Стр. 254 – 264. АХТЫ-НАМЕ. Далее цитирую отрывки:
«выдача сестры Абу Муслима замуж за Дервишайи и переименование города Шахбани в Ахты»;
«Можно предположить, что автор «Ахты-наме» и автор «Истории Абу Муслима» пользовались в ряде случаев одними и теми же источниками. Так, например, в «Ахты-наме» сообщается об Абу Муслиме, к которому обращается за помощью Дарвишайи, муж сестры Абу Муслима по имени Умм ал-муминат. В «Истории Абу Муслима» сообщается, правда с некоторыми отступлениями, о тех же событиях: Абу Муслим, покорив Ширван, пришел в Южный Дагестан, построил мечеть в Ахты, поселил там свою сестру, выдав ее предварительно замуж за еврея – предводителя селения Ахты – Исхака Кундишкана».
«…В «Ахты наме» сказано, что хазары, овладев Ширваном18, посадили в местности, где селение (кайра) Микраг19, одного из своих эмиров по имени Самсам вместе с группой людей. В качестве его визиря был назначен эмир Кага, который был родом из Шама.
В поддержку Самсаму на левом берегу Самура20 они построили другой город (шахр), Тарса21, жителей которого привезли из области (нахийа), ныне называемой Кизлар.
Самсам задумал овладеть крепостью Шахбаниd (d В других списках – Шахйани) и уничтожить Дарвишайи – потомка Шахбани, эмира тех мест. Дарвашайи, однако, склонил на свою сторону эмиров Тарса, уплатив им в качестве вознаграждения три тысячи ашрафи.
Самсам трижды осаждал эту [крепость], но, не достигнув предмета желаний, вернулся назад. При первой осаде, продолжавшейся месяц, доставлять воду в крепость из реки Ахти22 было невозможно, поэтому ее с трудом доставляли из реки Самур. После того как Самсам отступил, Дарвишайи за три месяца из крепости к реке // Ахти проложил дорогу, остатки которой и башня (бурдж) над ней23 все еще сохраняются.
Вторая [осада] продолжалась шесть месяцев, но защитники крепости все еще держались. По прошествии трех лет [началась] третья. Придя с указанной выше стороны, [Самсам] расположился выше, у бань, где простоял семь лет. Дарвишайи, будучи в безвыходном положении, призвал себе на помощь эмиров Тарса вместе с опытными мужами из Рутула24, Джиника25, Р.фука26.
Семь месяцев продолжались столкновения. Обе стороны потеряли много людей, в том числе и Шах-Касим, сын Дарвишайи. Наконец, Самсам потерпел поражение и возвратился назад.
В течение пятнадцати лет он не беспокоил. [Но потом] он неожиданно совершил ночью налет с войском на селение христиан, разграбил их имущество, увел семьи. По прошествии девяти лет Дарвишайи прибыл в Дербент к Абу Муслиму27, прося у него помощи. Тот выдал свою сестру Умм ал-муминат за Дарвишайи, который был уже мусульманином, и снабдив его войском, послал захватить город Самсама и уничтожить там хазар.
Семь месяцев продолжалась война, но без успеха. [Затем] Дарвишайи прибыл на отселок (ауба) шейха Шаха Албурзи, который был корейшитом, но так как он поселился в стороне (дийар) Албурз23, то носил это прозвище (Албурзи). Гора, у подножия которой он обосновался, известна по его имени – [Шах Албурз], которое от частого употребления превратилось в Шалбурз29.
Они тайно послали человека, чтобы пригласить визира Самсама – эмира Каги, что из жителей Шама. Они посовещались [с ним] и заключили договор. Эмир Каги известил [об этом] своих приверженцев (таба῾а) в городе. В ночь на пятницу Дарвишайи подступил с шеститысячным войском к воротам, а подданные эмира Каги ввели их в город. Эмир Каги пошел вместе с десятью воинами и убил Самсама. [Затем] Дарвишайи прибыл в диван-хане, принуждая население принять ислам. Принявшие ислам сохранили свою собственность. Тех же, кто не подчинился, он казнил, а их имущество и их семьи были захвачены в качестве добычи. Город же был назван Эмир Каги, а со временем он стал называться Микраг.
В то время Дарвишайи, эмир Каги и Шах Албурзи отправились в Дербенд к Абу Муслиму, который приветливо их принял. Селение Шахбани он назвал Ухта, то есть Сестринское. От частого употребления [это название] превратилось в Ахти30.
Со слов жителей, южная стена ахтинской мечети – это остаток той [мечети], которую построил Абу Муслим31».
А.Р.Шихсаидов «Очерки истории, источниковедения, археографии средневекового Дагестана», Махачкала – 2008 г. Стр. 265 – 277. История Абу Муслима. Далее цитирую отрывки:
В 1862 г. в «Азиатском журнале» Н.В.Ханыков опубликовал арабский текст и французский перевод анонимного сочинения, посвященного исламизации Дагестана1. Сочинение это не имеет названия, но в литературе его стали условно называть «Историей Абу Муслима».
«История Абу Муслима» известна в восьми списках.
1) Список А – опубликован Н.В.Ханыковым, который назвал его «Списком Гагарина»; имя переписчика и время переписки не указаны…
Перевод «Истории Абу Муслима» дан по списку А.
Из ПЕРЕВОДа цитирую важный, на мой взгляд, один абзац (стр. 271):
Затем Абу Муслим построил мечеть в селении Кала Кура, куда назначил своего сына михтара Санджаба. После этого он построил мечеть в селении Ахти и поселил там свою сестру с ее мужем Исхаком Кундиканом; смысл слова Ахти – «моя сестра». Когда она умерла, Абу Муслим похоронил ее в ахтинской мечети. Потом он построил мечеть в Риджа и Мака и назначил в эти оба места Амир Хамзу, сына своего дяди по линии отца.
Итак, на основе выше изложенного известно:
1. У Абу Муслима (Масламы) была сестра, и звали ее Умм ал-муминат;
2. Абу Муслим (Маслама) построил в селении Ахты мечеть;
3. Абу Муслим (Маслама) выдал свою сестру замуж за еврея – предводителя селения Ахты – Исхака Кундишкана, или за Дарвишайи, который был уже мусульманином;
4. Когда сестра умерла, Абу Муслим (Маслама) похоронил ее в Ахтынской мечети.
Анализ ниже приводимого абзаца из «Ахты – Наме» позволяет предположить:
В течение пятнадцати лет он (Самсам) не беспокоил. [Но потом] он неожиданно совершил ночью налет с войском на селение христиан, разграбил их имущество, увел семьи. По прошествии девяти лет Дарвишайи прибыл в Дербент к Абу Муслиму27, прося у него помощи. Тот выдал свою сестру Умм ал-муминат за Дарвишайи, который был уже мусульманином, и снабдив его войском, послал захватить город Самсама и уничтожить там хазар.
- «селение христиан», на который совершил ночной налет Самсам – это, скорее всего селение Ахты, жители которого, как и их предводитель – Исхак были православными христианами. то есть Самсам напал не на Ахтынскую крепость, а на не защищенное селение Ахты;
- различие имен предводителя селения Ахты «Исхак» и «Дарвишайи», который был уже мусульманином (ко времени, когда просил помощи у Абу Муслима), позволяет предположить, что это одно и то же лицо, которого назвали Исхаком, в честь пророка Исаака (отсюда и предположение еврея по вере), который приняв мусульманскую веру принял и имя Дарвишайи - аскета приверженца суфизма.
-учитывая вышеуказанные пункты 2 и 4 можно предположить, что размер мечети построенной в селении Ахты Абу Муслимом (Масламой) в основном не изменился (соответственно можно усомнится в предположении, что от мечети построенной Абу Муслимом (Масламой) остался только остаток в южной стене мечети;
- если согласно вышеуказанного пункта 4, было известно, что сестра Абу Муслима (Масламы) похоронена в Ахтынской мечети. То сегодня (в ходе осуществленных ремонтных работ) можно точно указать место нахождения Зиярата в мечети, могил за стеной Зиярата обозначенных нишами в стене, и можно предположить, что вторая могила – это могила ее мужа, Исхака – Дарвишайи.