Новости Исследование технологии изготовления великентских керамических изделий эпохи неолита, на основе экспонируемых изделий в археологическом музее Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН. (Сообщение первое)

Исследование технологии изготовления великентских керамических изделий эпохи неолита, на основе экспонируемых изделий в археологическом музее Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН. (Сообщение первое)

15.07.2017 21:23

 

Исследование технологии изготовления великентских керамических изделий эпохи неолита, на основе экспонируемых изделий в археологическом музее Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН. (Сообщение первое)

Мирзабек  Алимов

Вместо предисловия

Керамика – первый искусственный материал, созданный (не обработанный, а именно созданный) человеком после освоения им огня, что говорит в т. ч. и о древности этого материала.

Керамика по сравнению с металлами, стеклом, костью, деревом в наименьшей степени подвержена атмосферным воздействиям.  Потому образцы и обломки древних  керамических изделий, дошли до наших дней в сравнительно хорошем состоянии и в большом количестве.

Одновременно хочу обратить внимание и на следующие обстоятельства, касательно изучения древней керамики вообще и великентских керамических изделий в частности, что найденные изделия и обломки керамических изделий, оказывались захороненными на  длительный срок в земле при различных температурах и влажностях, с воздействием на них и солевых растворов входящих в состав почвы. Данные обстоятельства, конечно,  оказывали влияние на химический состав и свойства минералов глин и отощителей введенных в состав керамического изделия, что необходимо учитывать при исследовании древних керамических изделий.

Керамическая посуда является важнейшей частью вещественной культуры древних сообществ,  проживавших на определенных территориях. Она функционирует в конкретной культурной среде и впитывает влияние производственных, хозяйственно-бытовых и многих других местных факторов.

Данные факторы в комплексе, дают важную информацию об уровне культуры народа проживавшего на этой территории. Об уровне развития техники в определенную эпоху, об уровне знаний по материаловедению и технологическим знаниям,  также способствует  установлению какими инструментами (приспособлениями) и в какой последовательности производственных процессов осуществлялись работы, древними гончарами,  чтобы получить изделие с заранее заданными характеристиками.

Территориально технологические особенности керамики зависят и складываются как от этнокультурной специфики древних сообществ, от характеристик местного исходного сырья – глины, минеральный состав которой весьма сложен, так и добавляемых в тесто глины местных  отощителей, состав отдельных компонентов  которых также оказывается  сложным.

Физико-химические особенности глин и добавляемых в тесто глины отощителей  требуют от гончаров не только материаловедческих и технологических знаний, но и знаний  приемов по  преодолению отрицательных свойств исходного  сырья глины, из которого формируется сосуд, прежде всего введением в формовочное тесто отощаюших добавок в определенных соотношениях.

При этом перечень искусственно подготовленных местных  добавок добавляемых в тесто глины   в первую очередь  зависит от сложившихся многовековых культурных традиций,  могут различаться по виду (органические, минеральные или смешанные), но совпадать по функциональному назначению (уменьшение отрицательного влияние усадки глины, обеспечения спекаемости изделия при невысоких температурах,  уменьшение пористости изделий и т.д.).

Считаю также необходимым раздельного учета и то, обстоятельство что часть великентских сосудов были извлечены из двух обвалившихся и раскопанных археологами печей, а часть из   катакомбных захоронений.  Сосуды, извлеченные из катакомбных захоронений,  допускают и  предполагают дополнительного использования сосудов до захоронения в повседневной жизни. Они могли быть  подвергнуты многократным дополнительным термическим воздействиям на открытом огне очага при приготовлении пищи и т.д., соответственно и изменению  химического состава керамического изделия в зависимости  от содержимого и пористости сосуда (для каких целей использовался), до захоронения или в ходе захоронения использовались как «похоронное имущество».

Исходя из микроструктуры материала, из которого сформирован сосуд и многовековых традиций приготовления формовочных масс для изделий определялся основной минеральный состав  наполнителей керамики (набор минералов, размеры их частиц, соотношение глина/отощители).

Для реконструкции технологии производства великентской керамики и ее последующего использования в исторических построениях, устанавливался внутренняя структура керамического  изделия (особенно в местах сколов, трещин и т.д.), фазовый и химический составов минералов глин. Установление вещественного состава аморфной фазы, образовавшейся после термической обработки сосудов и при последующем  их хранении  в земле.

В связи с тем, что  исследованные великентские сосуды  являются музейными экспонатами, что автоматически исключает возможности исследований через разрушение изделия, был вынужден   использовать для обеспечения в т.ч. и доказательной части, имеющиеся возможности, а именно:

Цифровой фотоаппарат Nikon COOLPIX L830 (34Х);

Программу «360ᵒ Product Viewer» для создания вращающихся изображений в формате HTML и GIF.  Которая создана для «склейки» серии отдельных фотоизображений предмета (осуществленных  на специальном поворотном столе  для 3D – фотосъемки), в непрерывный ролик и показывающий предмет во вращении (3D – фото).  Данная программа позволяет рассматривать сосуд на 360ᵒ, при этом позволяет в любой момент остановить кадр на заинтересовавшем месте с возможностями увеличения или уменьшения кадра;

А также использовался цифровой USB – микроскоп «Микрон – 400» обеспечивающий большую кратность увеличения (25 … 400Х), цифровое качество изображения, а также запись фото и видео. Что  позволяло увидеть и рассмотреть микротекстуру материалов, из которых сформирован сосуд.  Вещественный состав аморфной фазы, выделить участки неоднородностей этой текстуры (микроскопические кристаллы, зерна и пустоты), установить основной и сопутствующий набор минералов, размеры их частиц в двух единицах измерений – в миллиметрах и в пикселях, что в комплексе способствовало установлению и приблизительного соотношения глина/отощители.

Учитывая обширный объем фотографического материала по всем сосудам,  выставленным в музее,  которые планирую использовать как фактическую доказательную часть касательно реконструкции технологии изготовления каждого  великентского керамического изделия,   с учетом также коротких обоснований и пояснений по керамическим изделиям и указанием их размерности. Весь комплекс требующего изложения вопросов вынуждает каждому великентскому изделию посвятить отдельную публикацию.

Более детальное изучение особенностей технологии изготовления изделия   великентской керамики, равно как и ее формы и орнаментации, позволит ответить на возникшие вопросы, а также подтвердить или опровергнуть полученные выводы, по данному изделию.

Итак.

Представляю всю научную  информацию касательно исследованного сосуда  ВКМ – 3 – 82 ИНВ. № 18.

Р. М. Магомедов «Материалы к изучению культур эпохи бронзы в приморском Дагестане», Махачкала 2000 г. тираж 300 экз. стр. 31 – 52. Катакомба №  3., рис.12.5.

Где на стр. 45 дается описание данного извлеченного из катакомбы сосуда:

17.Серолощенный горшок с биконическим туловом и резко отогнутым венчиком (рис. 12. 5., который приводится на стр. 40). На выпуклой части тулова проходит налепной рельефный валик с косыми нарезанными насечками. Тулово сосуда ниже валика украшено врезными косонанесенными линиями. Размеры сосуда Дв – 14,5 см, Дд – 5 см, Н – 12,5 см.

Вот, пожалуй, и вся информация, на сегодняшний день установленная  археологами касательно данного артефакта.

Год назад,  в публикации озаглавленной «Некоторые проблемы, возникшие при исследовании великентских керамических изделий низменной части южного Дагестана эпохи раннего метала»,   когда д.и.н. М. Г. Гаджиевым в монографии «Раннеземледельческая культура северо-восточного Кавказа», издательство «Наука», 1991 г.,  касательно великентских керамических изделий был в т.ч. использован  термин «чернолощеная керамика»  были представлены подробные возражения невозможности использования данного термина.

Теперь, опять вынужден кратко представлять, возражения к.и.н. Р. Г. Магомедову.

Уважаемый Рабадан Гаджиевич!

Если вы используете термин «Серолощенный горшок». Это с технологической точки зрения (т.е. слов которые поясняют определенную,  последовательность использованных операций, при изготовлении сосуда)  означает. Что после формовки сосуда из теста глины, в ходе естественной сушки,  (или как выражаются гончары, когда сосуд приобрел «кожетвердое» состояние). Гончар забирает сосуд и полированным специальным инструментом называемым  лощилом,  (представьте полированной поверхностью  большой швейной иглы) осуществляет операцию «лощения» или операцию полировки поверхности сосуда.  Цель данной долгой и трудоемкой операции заключается в том, чтобы уменьшить пористость сосуда путем заполнения глиной образовавшихся в ходе сушки пор и капилляров в теле сформированного сосуда и это операция проводится до операции обжига.

Вы также указываете факт «Тулово сосуда ниже валика украшено врезными косонанесенными линиями». Это что – же получается? Если горшок «лощенный», а у сосуда от самой широкой части сосуда, где проходит налеп,  до дна прочерчены косые штрихи, это, что, гончар лощилом полировал и все штрихи, чтобы сосуд стал влагонепроницаеым?

То есть, хочу сказать, не было ни какого лощения данного сосуда ни черного, ни серого, а было «заглаживание», части сосуда выше налепа до края венчика   раствором глины, разведенным на крепком растворе золы, сразу после формования сосуда. Доказательства, что была проведена именно операция «заглаживание», приведены мною ниже.

Кстати слова «горшок биконической формы», означает и предполагает, что сосуд сформирован из двух отдельных конусов и  самая широкая часть сосуда должна находиться посередине сосуда.  Данные обстоятельства не соответствуют действительности и даже  приведенным вами размерам сосуда, которые к тому - же отличны от действительных размеров сосуда, приводимых мною ниже.  И еще, считаю, в эпоху неолита еще не была разработана технология «раскроя» из плоских раскатанных листов глины по шаблонам заготовок конусов, которых потом на других  шаблонах конусов скручивали в конусы, и «клеили» раствором глины. Это совсем другая технология… и не эпохи неолита.

И еще касательно направления штрихов, на что вы не обратили внимание. На стр. 40,  рис. 12.5. приводится рисунок сосуда, где если рассматривать начало и конец косой линии относительно воображаемой вертикальной линии, то вами они нарисованы «по часовой стрелке», в то время, как в действительности на сосуде они прочерчены «против часовой стрелки».

Популярно поясняю ситуацию. Предположим вы, и есть тот древний гончар и вы левша, т. е. у вас основная рабочая рука левая. В какую руку вы возьмете сосуд, чтобы нанести штрихи? Правильно, в правую руку,   чтобы левой рукой нанести штрихи, соответственно, если рассматривать начало и конец  «косонанесенных» штрихов, (рассматривая местоположение начала и конца штриха на сосуде) то окажется, что штрихи нанесены против часовой стрелки. Соответственно если вы  правша, то сосуд окажется в левой руке, а правой, наносятся штрихи, и направление штрихов будет по часовой стрелке, т.к. таким образом, их удобно наносить по рельефной поверхности сосуда. Древний гончар был левшой, (на что указывает направление нанесенных им штрихов), а вы на своем рисунке сделали из него правшу.

На мой взгляд, расстояние от самой широкой части сосуда (где проходит налеп) до дна, к фактической высоте сосуда и расстояние от налепа до края венчика к фактической высоте сосуда приблизительно представляет собой золотое сечение. (Кстати данное утверждение касается и многих других великентских сосудов выставленных в музее).

Говоря простыми словами.  Древний гончар, обладал  чувством меры и красоты.

А вот и доказательства. Налепом,  великентский гончар эпохи неолита,  условно сосуд рассекает  на две неравные части так, что  меньшая часть относится к большей, как большая к общей высоте, в приблизительном процентном значении 62% и 38%.

Данное отношение меры красоты,  в эпоху неолита замерами не устанавливали, как и через специальные  расчеты не устанавливали формы соответствующие золотому сечению, но присущее гончару   чувство красоты, и сложившаяся этнокультурная специфика древнего сообщества  подсказывали ему, какими должны быть формы и размеры красивого сосуда. Сосуд – то красивый…

Если касательно цвета горшка используете слово, что он «серый».  Это означает, что  содержание оксидов железа входящих в состав теста из которого сформирован сосуд и окрашивающих керамику в красный цвет  после обжига,  в тесте глины  оказалось  в пределах от 4,2 до 5,0% , при этом  не поясняете, что явилось причиной такого серого, а не красного цвета.

Хочу высказать личное мнение. Считаю любое керамическое изделие, после того как провели его обжиг, это своеобразный окаменелый «паспорт» изделия.  Где «записаны», все действия гончара над тестом глины, все входящие в его состав вещества, какие преобразования произошли с этими веществами в ходе физико-химических реакций, в т.ч. и в ходе обжига, а также «записываются» каким еще другим  воздействиям подверглось изделие со времени изготовления. Соответственно наша задача насколько возможно правильно «прочесть», что записано в этом паспорте.

Считаю, если гончар проводил операцию «заглаживания» поверхности сосуда от плеч до края венчика  жидким раствором глины разведенной в крепком растворе из золы (что подтверждает и  доказывает факт  появления  рисунка остекленных  прожилков в ходе обжига и остекленных белых пятен именно в этой части сосуда, а не на всей поверхности сосуда). Нельзя заявлять, что гончар пользовался  лощилом и занимался «лощением» - полировкой сосуда, чтобы уменьшить влагопроницаемость только в верхней части сосуда.

 

 

ВКМ – 3 – 82 ИНВ. № 18

 

Фото. № 1. Сосуд ВКМ – 3 – 82 инв. № 18  в 3D формате.

ВКМ – 3 – 82 инв. № 18. Фактическая высота -  12 см; диаметр края венчика - 13,5 см.; диаметр дна – 4,7 – 5 см. Дно чуть косое.  Диаметр самой широкой части - плеч переходящих в  тулово с наружной стороны – 9,56 см.

В районе самой широкой части сосуда налеплена тонкая  волнистая линия, прочерченная ногтевыми  штрихами.

Сосуд,  в районе плеч, шейки и венчика  с наружной и внутренней стороны, заглаженный, а не лощеный, т.е. технологической операции называемой лощением  или операции  полировки поверхности сосуда, которую осуществляют после естественной сушки, до операции обжига не проводилось.

После формовки в ходе сушки сосуд был декорирован орнаментом.  От самой широкой части сосуда  до дна наружная поверхность сосуда  декорировано  (прочерчено) орнаментом  -  отдельными косыми штрихами (иногда перекрывая ранее нанесенные штрихи). Орнамент нанесен на еще влажное изделие (как выражаются гончары, когда сосуд в ходе сушки приобрел «кожетвердое» состояние), специально подготовленными деревянными или костяными полированными остриями-лопаточками,  имеющими разные размеры, которые четко просматривается на размерах изолированных вдавленных штрихов. Т.е. при нанесении орнамента  гребенчатый штамп не использовался.

Состав примесей добавленных в глину черепка

На сколах, имеющихся на венчике, шейке, плечиках, на тулове и дне, а также  при увеличенном рассмотрении внутренней и наружной сторон изделия через микроскоп четко видно, что в состав размолотого и просеянного сухого глиняного порошка (до получения  формовочного теста) были добавлены сухие примеси – отощители, улучшающие формование, сушку и обжиг  изделия:

- Размолотый гончарный лом или шамот – Обожженная глина от бракованных или треснувших в ходе обжига других более ранних партий изделий;

Размолотый глинистый сланец – Глинистый сланец представляет собой древние геологические отложения глины уплотненная и измененная давлением и позднейшими метаморфическими процессами в ходе горообразовательных процессов, которые на Кавказе проходили 200 – 250 млн. лет назад,  и оказавшаяся на поверхности в ходе эрозионных процессов. В отличие от глины не размокает и не  пластична. Учитывая то, что глинистый сланец – это древние геологические отложения глины «не размокает в воде и не пластична» и те же свойства приобретает глина при обжиге можно предположить, что наиболее близким к глине по коэффициенту расширения (по сравнению с другими добавляемыми отощителями) при обжиге веществом является именно глинистый сланец. Который также при добавлении в глину обеспечивает более равномерное высыхание и сжатие изделия из глины при увеличении прочности изделия и сокращении возможности ее резкой усадки во время формовки и сушки, то – есть выполняет еще и функцию своеобразного скелета при формовании сосуда;

 

- Зола, в большом количестве. Как предполагаю, использована – зола от дров и хвороста (возможно и от кизяков),  но не зола от обожженных рогов, копыт и костей животных (не обнаружены отдельные обожженные фрагменты костей), которые имеют и отличающийся состав входящих минеральных веществ.

 

Фото. № 2. Верхняя часть сосуда.

Белый узор, проходящий выше налепа в виде прожилков на  заглаженной части сосуда в районе венчика, шеи и плеч сосуда. А также отдельные остекленные белые пятна однозначно  показывает и доказывает, что в состав обмазочного  раствора из глины (которым пользовались по завершении формирования сосуда),   был также добавлен крепкий раствор из золы, что и проявилось на заглаженной части сосуда следующим образом:

- В ходе сушки сосуда входящие в состав раствора золы водорастворимые соли щелочных металлов через капилляры  отложились  на поверхности сосуда в более высоких концентрациях и при обжиге, растворив в себе двуокись кремния, входящий в состав глины, образовали остекленные прожилки беловатого цвета, и отдельные небольшие остекленные беловатые пятна.

- Образовавшиеся в ходе обжига оксиды щелочных металлов из золы, будучи сильными плавнями,  понижают температуру спекания керамического изделия, повышая плотность и прочность изделия.

- То – есть, наблюдаем  процесс  спекания,  аналогичный глазурованию.

Данный процесс,  ярко наблюдаемый  на поверхности сосуда в заглаженной части сосуда.  Также протекает  (из-за  добавленной золы в состав порошка глины),  и в теле черепка, что наблюдается в местах, где имеются сколы и трещины.  Дополняя  флюсующее действие закиси железа образующегося из оксида железа в основном  при взаимодействии с угарным газом образующимся из органических примесей входящих в состав глины  в ходе обжига и действующего как плавень, через  образование легкоплавких соединений – железистых стекол (взаимодействуя с щелочными и щелочноземельными солями), которые обеспечивают  спекание керамического изделия состоящего из смеси тугоплавких веществ.

Сравнение количества мелких сколов на заглаженной части сосуда с остальной частью сосуда, где количество мелких сколов гораздо больше, подтверждает предположение, что в заглаживаемый раствор глины добавлен именно раствор из золы, а в массу сосуда, из которого сформирован сосуд,  добавлен порошок  золы, в состав которого входит и значительное количество и карбонатов кальция.

Вот типичный состав оксидов и сравнительно высокие температуры плавления некоторых основных веществ образующихся при обжиге в  глине  после потери ими кристаллизационной воды при температуре около 700ᵒ С : SiO2 – 1713 ᵒ C, Al2O3 – 2050 ᵒ C, MgO – 2800 ᵒ C, Fe2O3 - 1548ᵒ C, FeO - 1380ᵒ C, TiO2 - 1700ᵒ C и т.д.

Если эти вещества с кристаллизационной водой находились бы в химически чистом виде, а не в виде химических соединений минералов, которые при температурах 700 – 900ᵒ С,  создают эвтектические смеси, значительно снижающие температуру плавления глинистых масс, и не было – бы добавленного дополнительно плавня в виде золы, который дополнительно снижает температуру спекания ниже 700ᵒ С  и реакции спекания не начали – бы протекать при указанных температурах. То на месте спеченного камнеподобного   керамического изделия, мы имели – бы кучку рассыпавшегося порошка состоящего из вышеуказанных и других окислов веществ, входящих в состав глины.

Одновременно присутствие солей щелочных и щелочноземельных металлов, особенно в поверхностном слое сосуда ослабляет красящие (в красный цвет) свойства оксида железа входящего в состав глины.

Кроме того, катионы Са+2 (карбонаты кальция, например – СаСО3) входящие, в состав золы и глины в виде примесей,  увеличивают вязкость диффузных прослоек воды,   уменьшая  тем самым ее количество, необходимое для замеса, что положительно сказывается на процессах сушки и обжига.

Также примесь СаО образующаяся из карбонатов – СаСО3  в ходе обжига, (процесс протекает с выделением углекислого газа – СО2, при образовавшемся спеченной тонкой наружной пленке на поверхности сосуда, приводит  к мелким сколам на поверхности сосуда, что и наблюдаем белыми вкраплениями) обеспечивает также наиболее низкую температуру спекания сосуда (около 500°С), что было особенно важно в случае примитивного обжига.

Оксид кальция в больших концентрациях также  влияет и  на   изменение окраски обжигаемых изделий, придавая им желтый или розовый цвет, с одновременным  снижением прочности,  морозостойкости, и повышая пористость.

 


Фото. № 3. Поверхность сосуда с включениями.

Отдельные темно красно - бурые пятна - «мушки»,  встречающиеся во множестве на поверхности сосуда, показывают и  доказывают, что изначально в состав глины, из которого сформировали сосуд, входили также примеси в виде мелких  включений  пирита (FeS2 –железный колчедан), пирротина (FeS).  Которые в ходе обжига проявились темно красно - бурыми пятнами гематита,  т.к. содержание окиси железа (Fe2O3) в образовавшихся на поверхности изделия  огарках пирита, пирротина выше, чем содержание солей железа входящих в состав глины.

Не стоит забывать, что в южном Дагестане имеются обширные металлогенные зоны, сформировавшиеся 200 – 250 млн. лет назад в ходе горообразовательных процессов, это  Хнов – Борчинский, Аттагай – Диндичайский, Курушский рудные районы. С учетом активно протекающих в южном Дагестане эрозионных процессов, влияние этих зон, в том числе на формирование и состава глин в т.ч. и в низменной части южного Дагестана существенно.

Данное обстоятельство (наличие красно - бурых «мушек») также доказывает, что процесс обжига сосуда протекал именно в окислительной среде.  В случае протекания в печи процесса в восстановительной среде, окиси железа,  оказавшиеся на поверхности изделия,  были – бы восстановлены до железа, магнетита и т.д. и мы наблюдали – бы цвет «мушек» как черно – металлический.

Ниже, с целью  лучшего представления и выяснения технологии изготовления и обжига сосуда  представляю еще несколько фотографий, а также некоторые фотографии, осуществленные через микроскоп наиболее важных и интересных с технологической точки зрения участков сосуда.

 


 

Фото. № 4. Вид дна сосуда с внутренней стороны.

Вид сверху, (вид внутренней стороны сосуда), где в т.ч. просматриваются и проявления прижога  – непосредственного контакта сосуда  с языками пламени с наружной стороны дна сосуда в ходе обжига.

Данное обстоятельство, а также черно – заглаженная поверхность венчика, шеи и плеч  сосуда позволяет предположить.  Что сосуд в ходе обжига был установлен устьем  вниз, что явилось причиной накопления и отложения копоти в микропорах на заглаженной поверхности сосуда, а сосуд, возможно обложенный  дровами,  имел непосредственный контакт с языками пламени, аналогично обжигу в костре, а не с горячими газами. Итого после обжига заглаженная часть сосуда  получилась черно – заглаженной, а черепок с прижогами.

Судя по прижогам, и типичному встречающемуся полиминеральному составу  примесей  (кварц, известняк, гипс, соединения магния и железа, сульфатные и хлоридные соли, органические примеси и гумусовые кислоты, влияющие также на свойства  и цвет черепка), входящих в состав глины из которого сформирован сосуд. Можно однозначно установить, что великентские глины относятся к легкоплавким – обыкновенным вторичным переотложенным глинам, низкотемпературного спекания.

(По огнеупорности глины относятся к легкоплавким – до 1350ᵒ С, а по температуре спекания  глины относятся к низкотемпературного спекания – до 1100ᵒ С).

Т.е. великентская глина по составу  не является мономинеральной огнеупорной глиной,   состоящей в основном, например из каолинита – водного алюмосиликата AI2O3 · 2SiO2 · 2H2O, который после обжига глины придает изделиям преимущественно белый цвет (тугоплавкий каолин – фарфор или другие  изделия высокотемпературного спекания), которые относятся к первичным глинам.

При этом оказывается, что к этим легкоплавким вторичным глинам низкотемпературного спекания добавлен искусственно еще и плавень в виде золы, чтобы процесс спекания стал возможным при максимально низких температурах. Как предполагаю при 500 – 700, а при длительном обжиге в печи по мере накопления жара до 900ᵒ С, что было особенно важно при примитивных способах обжига керамических изделий.

 

 

Фото. № 5. Вид дна сосуда с наружной стороны.

Вид дна сосуда, (с наружной стороны). Где в т.ч. видны места прижогов с наружной стороны и в придонной части сосуда. Белые точки сколов - места сосредоточения карбонатов входящих в состав глины и золы, темно красно – бурые пятна  - последствие вхождения в состав глины пирита и пирротина. Также просматривается отдельные относительно крупные частицы шамота и глинистого сланца, хотя в основной массе шамот и глинистый сланец, добавленный в состав глины, состоит из довольно мелкой – пылевидной фракции, что хорошо наблюдается при микроскопическом исследовании.

 

 

Фото. № 6. Край венчика, внутренняя сторона.

 

 

Фото . № 7. Дно.

 

 

Фото. № 8. Место скола у венчика.

 

 

Фото. № 9. Другое место скола у венчика.

 

 

Фото. № 10. Место прижога на дне с внутренней стороны.

 

 

Фото. № 11. Место прижога сосуда с наружной стороны.

 

 

Фото. № 12. Тулово. Включения в части косой линии.

 

 

Фото. № 13. Черно заглаженная поверхность.

 

Микроскопическое исследование представленные вышеуказанными фотографиями показывает, что основная масса сложена алюмосиликатами и она довольно плотная и однородная, чешуйки глины тщательно перемолоты. Также видны зерна кварца различной степени окатанности с раковистым изломом, что дополнительно свидетельствует о размоле сухой глины. Видны также темными и красновато - желтыми точечками  добавленные  в глину в виде отощителя частички   глинистого сланца, и шамота, судя по размерам и степени окатанности, которых, также  размолотых в основном  до пылевидного состояния, хотя как видно на фотографиях встречаются  отдельные  частички и более крупных размеров, иногда до размера 1 мм.

Видны также остекленные прожилки,  которые образовались из-за добавленной золы.  Как и довольно крупные белые участки с карбонатами, образовавшиеся из-за входящих в состав глины и добавленной из золы карбонатов.   Относительно повсеместно распространено в формовочной массе и углефицированное вещество, биогенного происхождения, в виде глобул и в виде небольших сплошных масс темного цвета – последствия преобразования органических веществ,  входящих в состав глины (в т.ч. анаэробных и аэробных микроорганизмов и бактерий, получавших энергию из входящих в состав глины примесей – в т. ч.  железобактерии, серобактерии, азотобактерии и т.д.)  в ходе обжига. На наружной и внутренней стороне сосуда также четко просматривается отложения углерода в виде частичек копоти, что лишний раз подтверждает факт, что обжиг проходил при низкой температуре.

Основные технологические операции, использованные при изготовлении сосуда.

Как следует из выше представленного текста и подтверждающих фотографий, тесто, из которого сформирован сосуд многокомпонентный, т. е. в его состав входит:

1.вторичная легкоплавкая и легко спекаемая  глина, 2. шамот, 3. глинистый сланец и 4. зола.

При этом в глине, из которой сформирован сосуд, отсутствуют такие обычно присутствующие в природной глине неорганические примеси как крупные и мелкие камни, а также органические примеси в виде омертвевших или живых корней растений.

Значит,  учитывая консервативность использовавшихся и используемых в южном Дагестане методов подготовки глины, можно предположить, что наиболее лучшим вариантом в данном случае подготовки теста глины для формования изделия были:

I. следующие технологические операции:

- Добыча глины из  – проявления, (где имеется качественная «жирная» - пластичная глина,  состоящая из мелких пылевидных частиц, которая хорошо лепится и тянется, т.е. соответствующая предъявляемым требованиям)  и доставка его;

- Сушка комков глины на солнце;

- Растирка и размол комков глины зернотерками, с одновременным ручным извлечением органических и неорганических примесей крупных размеров при растирке.

Другой, более упрошенный вариант добычи и подготовки глины в южном Дагестане использовавшийся до относительно недавнего времени, как предполагаю  технологически  более ранний и древний способ, суть которого заключалась в следующем:

Обычно в жаркий период года июль – август, группа женщин, договариваясь между собой, шли к известному  месту проявления качественной глины, которая могла находиться от села и в 10 – 15 км. На этом месте расчищали  «копанки» - проявления качественной глины, и добывали глину,  куски которых раскладывали сушиться на солнце. Так продолжалось несколько дней, после чего подсушенные куски глины загружали на ослов и доставляли в селение.  Далее  необходимое количество глины  клали в  емкость,  куда заливалось воды на 3 – 5 см выше уровня уложенных кусков глины. Этого количества воды было достаточно, чтобы глина приобрела необходимую консистенцию. После чего глину извлекали из емкости и топтанием осуществляли замес. В ходе замеса из глины вручную  извлекались органические и неорганические примеси в виде корней растений, а также крупные и мелкие камни. Часть включений дополнительно удалялась и при «отбивании» массы перед формованием сосуда,  когда ком глины с силой ударяли, о какую либо поверхность -  плоский камень скальных пород, на который предварительно подсыпался порошок  золы или глинистого сланца.  При этом камешки и другие твердые материалы оказывались либо на  поверхности кома со стороны встречи с плоским канем, либо «вылетали» из него. Данная обязательная технологическая операция проводилось с целью уплотнения – удаления пузырьков воздуха из теста глины, чтобы пузырьки воздуха в ходе обжига не разорвали обжигаемый сосуд.

Далее в зависимости от назначения – на изготовление, каких изделий было подготовлено тесто глины, в него добавляли отощители. Т.е. вещества, понижающие пластичность и усадку глины при сушке и обжиге, что уменьшало коробление и образование трещин. Одновременно в процессе сушки и обжига отощающие добавки служили как бы и скелетом изделия.

Вариантов добавления примесей в виде, в основном размолотого глинистого сланца, шамота и золы было множество.  Если необходимо было  получить сосуд или изделие пористым,  дополнительно добавляли козью шерсть (такие пористые сосуды – «холодильники», которые охлаждали содержимое сосуда за счет испарения влаги через поверхность сосуда в жаркий период года, широко практиковались),   или формировали сосуд или изделие без добавления примесей. Также, в ходе формирования сосуда использовалась  зола или тонко размолотый глинистый сланец в смеси с золой как подсыпка.

Хочу обратить внимание на следующее обстоятельства:

В южном  Дагестане и поныне не практикуются такие технологические операции как складывание добытой глины в бурты с вылеживанием глины около 10 и более лет с вымораживаниями и размораживаниями с целью улучшения консистенции глины.

С многомесячным «стареванием» глины в деревянных кадках (при поддержании теплого и влажного условий), где протекали микробиологические процессы более глубокой очистки от органических примесей (когда глина тухла). Как и «отмучивание»  глины в специально подготовленных для этого емкостях, с целью качественной очистки глины от примесей.

Т.е., такие, позже появившиеся по сравнению с периодом неолита, соответственно  улучшающие качество глины и керамических изделий из него, когда обжиг изделий осуществлялся и при более высоких температурах,  технологические операции,  как складывание добытой глины в бурты, или операции «старевания», «отмучивания» глины не практиковались.

II. - Размол шамота в ступах, с просеиванием через сита изготовленных из козьей шкуры  с отверстиями приблизительно 0,5 см.

- растирка шамота на зернотерках с доведением конечных размеров частиц шамота до пылевидного состояния. Что особенно наглядно наблюдается на фотографиях, осуществленных с помощью микроскопа, хотя иногда встречаются и отдельные крупные частицы шамота, просматривающиеся через лупу.

III. - Добыча глинистого сланца из проявления и доставка его (кстати, у геологов существует такое понятие как «сланцевый Дагестан», т.е. добыча данного отощителя проблем в южном Дагестане не представляет);

- Размол и растирка глинистого сланца аналогично размолу и растирке шамота (см.  п. II.).

IV.- Добавление относительно большого количества золы, в сухие смеси глины, использующиеся для изготовления керамических изделий, а также добавление в приготовляемый обмазочный  раствор  глины использовавшейся  для заглаживания сформированных керамических изделий крепкого раствора из золы возможно, в смеси с крепким раствором поваренной соли.

Технологическую операцию, так называемую соляное глазурование, когда в топку раскаленной печи бросали горсть поваренной соли и ставили емкость с водой для получения пара, или сырых дров, использовалась с незапамятных времен. При соляном глазуровании происходит гидролиз хлорида натрия (NaCI),  и глазури имеют приблизительный состав от Na2O · 0,5AI2O3 · 2,8SIO2 до Na2O ·  AI2O3 · 5,5SIO2.

При этой операции в окислительной атмосфере, цвет изделия будет коричневато-желтым, (что и наблюдаем с оттенком красноватого, особенно на трещинах), а в восстановительной – серым. Что лишний раз подтверждает, что процесс обжига сосуда проходил в окислительной среде. То – есть, учитывая и другие характерные представленные факты, что обжиг сосуда проходил в окислительной среде, как и фактический цвет сосуда, данные обстоятельства как кажется, опровергают слова Р. М. Магомедова, относительно серого цвета изделия.

Т.е. считаю, основное технологическое отличие подготовки теста глины от ранее используемых способов (когда куски глины вначале размачивали водой, а потом в тесто добавляли  отощители). Заключается в том, что подготавливаются отдельно сухие порошки всех добавляемых в тесто компонентов, доведенных до пылевидного состояния, которые потом смешиваются между собой в определенных пропорциях и только потом через замачивание получают тесто, из которого формируют изделия.

Вынужден, повторить известное высказывание. «Ничего не ново под луной…».  Сегодня таким способом в мешках продают  «сухие» смеси штукатурки многих сортов и назначений. Или другими словами «все новое, давно забытое старое...».

Доказательством, что вначале подготавливались сухие смеси добавляемых компонентов доведенных до пылевидного состояния, в сухой порошок глины также доведенного до пылевидного состояния, считаю тот факт, что добавленные компоненты отощителей гомогенно (равномерно)  распределены в тесте глины, что хорошо видно на выше представленных фотографиях.

Считаю, в случае если вначале, размочив глину, подготовили тесто, и в него стали - бы  добавлять  – порошки  шамота, глинистого сланца и золы, то такого равномерного распределения добавленных компонентов в тесто глины, как – бы относительно долго её не разминали известными тогда способами,  невозможно, было  добиться.

Именно, вышеописанными технологическими операциями (сушка на солнце, размол в ступах и   растирка на зернотерках) с перемешиванием смеси сухих порошков, имеющих приблизительно одинаковый размер, считаю, достигалось  однородное распределение добавляемых компонентов в массе. На что указывает и подтверждает  дальнейшее наблюдаемое поведение  материала (с протекающими реакциями взаимодействия веществ)  в ходе обжига и внешний вид сосуда (с прижогами и цветом, который обусловлен составом входящих веществ).

Выводы:

Общие

- Сохранившиеся в  южном  Дагестане  приемы изготовления керамических изделий  более ближе к первым древнейшим мезолитическим (средне – каменный век – 12 – 6 тыс. лет до н.э.)  способам,  изготовления керамических изделий - когда брали глину, формировали из него сосуд и после сушки осуществляли обжиг изделия в костре. Обломки таких черепков, в том числе и с отпечатками тканей не редкость в южном Дагестане. При этом форме дна сосуда  придавали  яйцевидное (конусовидное) или округло-выпуклую форму, чтобы было:

-Во-первых, удобно ставить между камнями открытого очага для варки продуктов растительного и животного происхождения (например, каши);

-Во - вторых, при такой форме дна сосуда в нем создавалось меньше напряжений (по сравнению с сосудом, имеющим плоское дно, где дно и стенки сосуда формировались отдельно и в ходе наращивания стенок сосуда от дна, в этих местах перехода создавались напряжения), и в ходе сушки или обжига получалось меньше брака.

- Наличие плоского дна у сосуда (свидетельствует о преобладании оседлого образа жизни, местных племен, которое привело к появлению и распространению стола на низких ножках – «кртIын»  и появлению односкатных и двухскатных печей с плоским печным подом), что  повлияло и на формы сосуда.

На основании чего можно предположить,  что сосуд изготовлен 5 – 3 тыс. лет до н.э., так - как  при изготовлении сосуда использованы отдельные приемы, которые начали применяться в керамике только в неолите (5 тыс. лет  до н.э. – ново каменном веке).

Касательно конкретного  изделия

- Учитывая:

- Использование местных вторичных легкоплавких и легко спекаемых глин.  Содержащих  относительно мало глинозема (Al2O3 ≈ 25%), кремнезема (SiO2 55%), окислов железа (Fe2O3 ≈6 и более %), и др. примесей, в т. ч. сернистого ангидрида и органических примесей, с  искусственным  добавлением  щелочных и щелочноземельных окислов из золы, приводящих к дополнительной легкоплавкости и спеканию при низкой температуре порядка 700 и ниже ᵒ С;

(В южном Дагестане встречаются  отдельные проявления небольшой мощности и первичных тугоплавких глин, содержащих относительно большое количество глинозема и имеющих белый цвет. Кстати, данные глины с давних времен гончарами используются для раскрашивания изделий белыми узорами (ангобы), а женщины в основном  использовали для подкрашивания стен и земляного пола жилищ в белый цвет, с помощью куска овчины взамен известкового раствора. По лезгински,  данный сорт глин называется «Лацар» от слова «Лацу» означающего – белый);

- А также то, что оксид железа Fe2O3 при взаимодействии с углеродом, образующимся из  органических примесей, входящих в состав глины и в основном с угарным газом, выделяющимся в ходе обжига из органических примесей переходя в закись железа FeO, также действует как плавень. Тем самым оказывает флюсующее действие, снижая огнеупорность и спекаемость  глин, одновременно  способствуя увеличению  опасности прижога изделий в местах прямого контакта с языками пламени, где температура пламени выше 1000ᵒ  С  (возможно в ходе обжига или при использовании в домашних условиях на очаге) что и наблюдаем;

- Данные обстоятельства также приводят к изменению  цвета керамического изделия, и подсказывает, что комплекс таких воздействий в конечном итоге привели к снижению  содержания Fe2O3 в черепке до  3-4% по сравнению с содержанием окисла железа в тесте глины (что наблюдаем в палитре  цветов черепка  от желтоватого цвета  до, красновато-бурого);

-  Учитывая также  используемые технологические операции и добавляемые местные минеральные  примеси - отощители,  в глину, с целью придания изделию твердости и водоустойчивости, при примитивном обжиге – с  обеспечением спекания при относительно невысоких температурах – 500 -900 град. Цельсия. Можно допустить, что данный сосуд является продуктом развития и совершенствования именно местных приемов получения керамических изделий с древнейших времен.

- Учитывая использованные технологические операции подготовки порошка глины, в сухом виде, как и  основных отощителей  – шамота, глинистого сланца и золы,  добавляемых в глину, тоже в сухом виде (которые хранились отдельно), и  из которого в дальнейшем готовится тесто глины, а также то, что гончары знали  в каких пропорциях, и   какие отощители, необходимо добавить в порошок глины при подготовке теста, чтобы получить конкретное керамическое изделие, с оптимальными свойствами. Предполагаю, использовали ранее известный опыт, и пропорции  добавления отошителей в тесто глины, когда добавляли отощители более крупных размеров, как, например по кахульской технологии.

- Данные факты указывают на  практику использования совершенно нового и другого  способа  подготовки теста глины и добавляемых в него специально подготовленных  компонентов (отощителей) из сухих порошков в эпоху неолита (чему свидетель,  данный великентский сосуд из музея института археологии ДНЦ РАН с обозначением ВКМ – 3 – 82 ИНВ. № 18).

Предполагаю, великентскими древними гончарами  был подмечен факт – чем мельче размер частиц входящих в состав теста глины веществ, тем больше и его реакционная способность. Соответственно при меньших теплозатратах и не высоких температурных режимах обжига, что важно для примитивного обжига,   можно добиться спекания керамического изделия, вполне достаточного для использования в повседневной жизни.

-Значит, необходимого оптимального результата  можно добиться только раздельным размолом всех составляющих компонентов  теста  глины и составлением из него смеси, из которого последующим замачиванием  подготавливается тесто для формования керамического изделия.

-Данные обстоятельства в конечном итоге указывают на  достигнутый местными гончарами  высокий  уровень развития керамического производства и на разнообразие используемых технологических операций (способов) подготовки исходного теста глины используемого при  изготовлении керамических изделий  в южном Дагестане в эпоху неолита.

PS

Сравнение технологических операций изготовления данного великентского сосуда, с изготовлением сосудов по кахульской технологии, практиковавшейся также в неолите  и в палеолите, и просуществовавшего  до относительно недавнего времени. Подсказывает, что  данный великентский «Сухой» способ  – когда вначале подготавливаются сухие порошки, входящих в состав теста компонентов, а потом они после перемешивания смеси замачиваются, для приготовления теста.  Скорее всего, является более поздним «изобретением» по сравнению с кахульским «Мокрым» способом.  Где вначале замачиванием приготовлялось тесто глины, а потом в ходе замеса в него добавлялись отощители в виде глинистого сланца размером 0,5 см и меньше и порошок  золы и/или глинистого сланца размолотого до пылевидного состояния.  Данная смесь (золы и глинистого сланца) также дополнительно использовался, как и присыпка в ходе формовки сосуда.

 

Или другими словами, если великентсим гончарам не было – бы известно и тоже не практиковали подготовку теста глины по кахульской (мокрой) технологии, где как отощитель использовался и порошок глинистого сланца в смеси с золой, возможно великентские гончары и не «изобрели» – бы данный «сухой» и более совершенный способ подготовки теста глины. То – есть, считаю данный «сухой» способ, одним из местных (не заимствованных) этапов в развитии керамического производства в южном Дагестане.

 

 

© 2010 Фонд лезгины.
За достоверность публикуемой пользователями информации администрация Фонда ответственности не несет.
При копировании материалов ссылка на lezghins.com обязательна.

Разработка сайтов в Махачкале