Новости Кизячный способ, или способ по выжигаемым моделям.

Кизячный способ, или способ по выжигаемым моделям.

16.07.2019 07:58

 

Кизячный способ, или способ по выжигаемым моделям.

Реконструкция древних методов и способов изготовления керамических изделий, практиковавшихся в южном Дагестане.

М. А. Алимов

Кизячный способ, или способ по выжигаемым моделям.

В ходе многолетних обследований заброшенных сел в южном Дагестане, я довольно часто обнаруживал обломки керамических изделий со следами семян, соломы и др. грубых кормов на внутренней стороне керамических изделий, чего не наблюдалось на внешней стороне. Соответственно данная загадка требовала объяснения.

Ниже излагаю свою версию, которая на мой взгляд ставит точки над «i». Соответственно, чтобы проверить догадки фактически изготовил реплики. Ниже представляю теоретические обоснования, фотографии фактически полученных реплик с краткими пояснениями и выводами.

Основные положения анализа следующие:

- Жили на уровне альпийских лугов животноводы – земледельцы, основная специализация которых было животноводство и земледелие;

- Имея КРС и МРС, которых пасли на альпийских лугах, должны были строить около жилья загоны и хлева для скота. Соответственно в весеннее – летний период заготавливать корма, в т.ч. и грубые для скота на зимний период;

- При скудости лесов (древесины) на уровне альпийских лугов, основным видом топлива необходимого для отопления жилья, а также необходимого для хозяйственно – бытовых нужд в другие времена года были кизяки, которые специальным образом изготавливались в виде «купар», «гилигар» различных размеров из навоза, накапливающегося в хлевах и загонах. В ограниченном количестве как топливо использовали и хворост, добываемый от кустарников. То есть хочу сказать, практика вторичной переработки накапливающихся испражнений животных после сушки и использование как топливо, практиковавшийся у всех народов проживающих на уровне альпийских лугов, практиковался и в южном Дагестане;

- Ведя уже оседлый образ жизни (в отличие от охотников-собирателей, которые жили ранее), имели необходимость в различного размера, керамических изделиях не только для варки или приготовления пищи, сервировки стола (кухонной посуды), но и в больших сосудах для хранения запасов зерновых, бобовых, мясных и молочных продуктов в основном на зимне-весенний период, и конечно основным видом топлива при обжиге керамических изделий служил кизяк;

-Учитывая, то, что «жизнь» керамических изделий при активном использовании составляет 6 – 8 лет, зачастую и меньше, а также то, что оседлый образ жизни предполагает не только существование поселений, но и совершенно другой уровень отношений по сравнению с охотниками-собирателями (которых вполне могли устроить небольшие походные керамические сосуды ручной лепки, обожженные в костре), а также то, что необходимость в керамических изделиях при оседлом образе жизни резко возрастает, значит эта потребность и поставила перед жителями задачу изобретения более высоко производительных и технологически совершенных способов изготовления керамических изделий из того, что имелось…

- Таким материалом по излагаемому далее способу, на мой взгляд оказались испражнения животных, из которых и так заготавливались кизяки в виде - «купар» и «гилигар», то есть материал, который состоит из органики (образование коллоидных веществ в связи с ростом бактерий и микроорганизмов) с наполнителем в виде частиц не переваренных семян, стеблей трав, соломы (волокон целлюлозы – главного конструктивного материала растительного мира), который при небольшом вылеживании в сложенных кучах приобретали свойства пластичности (свойство принимать и сохранять любую устойчивую приданную форму), если выразиться современным языком – пластилина, или папье маше.

Хочу обратить внимание еще на одно обстоятельство касательно накапливающихся в загонах и в хлеву испражнений животных. Согласитесь, испражнения животных, которые паслись на альпийских сочных травах в весенне-летний период по консистенции совершенно будет отличаться от испражнений, животных, которые питались грубыми кормами в осенне-зимний период. Соответственно можно предположить, если на внутренней стороне керамического изделия или его обломка находим следы семян и грубых кормов, то можно предположить, что при формовке изделия, как модель был использован навоз осенне-зимнего периода.

То есть, если при ручной лепке мастерица должна была из теста глины вручную вытягивая глину формовать изделие, а по «Кахульской» технологии, мастерица сперва должна была из теста глины изготовить жгуты, а потом из них формовать также каждое изделие, то по данной технологии, имея, например, образец миски, и обмазав внутреннюю сторону жиром или навозной жижей (чтобы легче было отделить оригинал от модели – копии из навоза), мастерица могла за один раз из навоза изготовить много моделей - копий мисок. Когда модели из навоза высыхали и становились крепким кизяком, вот на эти модели (возможно в зависимости от состава приготовленного теста глины и его усадочных свойств, предварительно намочив наружный слой модели, чтобы не образовались усадочные трещины в заготовке из-за резкой сушки и образование напряжений в теле копии изделия) за один раз обмазывая или накладывая раскатанные скалкой пластины глины на все заготовленные модели, обрезая лишнее и замазывая швы могла изготовить много копий изделий. После воздушно-сухой сушки, копии мисок вместе с кизяком внутри шли на обжиг.

Итого имеем совершенно простой, и более высокопроизводительный способ отличный от способа ручной лепки, от жгутовой, как и ленточной технологии формования керамических изделий, который позволяет изготовление не только керамических изделий простой формы, но как полагаю и сложных форм (используя веточки как арматуру и на них накладывая навоз при изготовлении модели из навоза).

Согласитесь, это совершенно отличная технология изготовления моделей из кизяка для формования тел керамических изделий и полагаю это изобретение мастериц, проживавших в южном Дагестане на уровне альпийских лугов, в начале эпохи ранней земледельческой культуры, т.к. поиск публикаций касательно данного способа в т.ч. включая и сайты местных и других научных учреждений, и археологов привел к отрицательным результатам, т.е. ни одной статьи где описывался бы данный способ – предварительного изготовления модели из навоза с дальнейшим его выжиганием не нашел.

Также полагаю основным отличительным признаком изделий, изготовленных по данной технологии – это наличие следов семян и стеблей растений на внутренней стороне керамического изделия или обломка, если модель изделия была изготовлена из навоза осенне-зимнего периода, когда животные питались грубыми кормами.

Вариант изготовления простых форм

Итак, представляю фотографию № 1 обломка керамического изделия, на внутренней стороне которого видны следы семян, грубых кормов, при рассмотрении через микроскоп, наблюдаются узлы на стеблях, а также строение наружной стороны стебля. Кроме того, видно, что в тесто глины из которого был сформирован данный сосуд было добавлено небольшое количество порядка 8 – 10 % размолотого глинистого сланца. А по слоистостям, наблюдаемым в керамике обломка видно, что тесто глины не подвергался тщательному замесу (можно предположить, что глинистый сланец был добавлен в мокрое тесто глины).

 

Фото № 1

С целью получения копии модели простой формы, я воспользовался стеклянной формой ниже представленной миски.

Фото № 2

Смазал внутреннюю сторону вазелином, чтобы легче было извлечь копию из навоза. (Навоз «добыл» распилив и размочив имеющийся «Куп». Его по моему заказу в одном экземпляре «Куп» и «Гелиг» привезли в Ахты из одного селения в горах (кстати кизяк и сегодня является основным видом топлива). Далее я специально ездил в Ахты за ними. Это я пишу для тех горожан, которые знают, что молоко бывает в магазинах упакованные в тетра пак коробки и в полиэтиленовых бутылках, на которых нарисовано морда коровы или кота из известного мультфильма. Будучи тоже горожанином, пришлось частично израсходовать дефицит – кизяк «Куп».

 

Фото № 3

Получилась такая копия - модель из кизяка. При попытке изготовления второй копии в ходе набивки миски навозом, миска выскользнула из рук, ударилась об пол и разбилась. Тогда вторую копию изготовил из кизяка на глаз с помощью ножовки.

 

Фото № 4

В связи с тем, что ножовку использовал и как ножовку и как напильник, а в кизяке оказались, почему-то и веточки орешника (фундук), и пока спиливал веточки, от заготовки кизяка отлетели куски кизяка на дне миски и сбоку. Пришлось ремонтировать, для чего образовавшийся пыль кизяка перемещал с клеем ПВА и восстановил поврежденные участки и оставил сушиться. По этой причине модель миски имеет цветовые различия.

Ниже представляю две фотографии вышеуказанных моделей из кизяка, но уже обмазанных глиной.

 

 

Фото № 5

На данной фотографии представлен модель из кизяка № 3 обмазанный глиной (в тесто глины добавлен глинистый сланец).

 

 

Фото № 6

На данной фотографии представлен модель из кизяка № 4, но уже после воздушно-сухой сушки, готовый для обжига.

Да так и думал – «готовый для обжига», а потом подумал, а что будет, если поджечь кизяк, ведь он горит медленно и долго и тем самым можно окончательно досушить полученную форму из глины, а за одно удалить и кристаллизационную воду из теста глины, а потом осуществить обжиг. Короче не хотел жечь кизяк в квартире, вот и придумал обоснования. Итого форму миски с кизяком положил в железную миску из нержавеющей стали, все это на подоконник и поджег. Вот и результат…

 

 

Фото 6а

 

 

Фото 6б

 

 

Фото 6c

Вывод, все напряжения возникшие и имевшиеся в модели миски в ходе естественной сушки (усадка глины может составлять порядка 10 – 20% в зависимости от содержания влаги в тесте глины), а форма из кизяка не сжималось, проявились трещинами в модели миски. Т.е. при данном способе нельзя использовать «жирную» глину, обязательно необходимо «оттошить» глину наполнителями.  Данный вывод еще ярче подтвердился на модели масляной лапы, даже в ходе естественной сушки (фотография будет представлено ниже).

Ниже представляю две фотографии одной миски найденной в заброшенном селении Кахуль, изготовленной по другой технологии названной мною технологией «Афар» (про эту технологию с изготовлением и реплик опишу позже), но рассматривая и анализируя форму миски, он имеет неровную геометрическую форму, что позволяет предположить, вполне вероятно, что вместо миски как модель простой формы могли использовать и модель из кизяка ручной лепки обмазанный жижей из кизяка.

Данное предположение, если внести небольшие уточнения касательно вида кизяка, описанного С. С. Агашининовой и названного «Капай, диаметром в 6 – 7 см.», т.е. если слово диаметр, заменить на высоту, то можно допустить, что «Капай» - это модель из навоза для изготовления небольших мисок.

Мне лично представить громадные кучи навоза, накопившиеся за осенне-зимний период вычищая хлев и женщину, которая у этой кучи вручную лепит кизяки «диаметром в 6 – 7 см», называемых «капай» - это чуть больше коробки спичек, довольно трудно.

А вот лепка небольших моделей диаметром 12 – 14 см и глубиной в 6 – 7 см, считаю вполне допустимым, для удовлетворения потребностей семьи в мисках.

 

 

Фото № 7

 

Фото № 8

Вариант изготовления сложных форм

Модель формы будущего керамического изделия сложной формы полагаю лепили из хлевного навоза (предпочтительно из навоза от МРС в смеси с мочой и ими же перетоптанного в хлеву, по-лезгински данный вид навоза называется «кьацIынар». Кизяк полученный от данного вида навоза меньше дымит и лучше горит). При изготовлении керамического изделия сложной формы возможно использовали и веточки как арматуру, на которые наращивался навоз, который представлял собой выжигаемый модель керамического изделия.

После лепки модели изделия из навоза, воздушной-сухой сушки и получения модели изделия из кизяка, его обмазывали подготовленной специальным образом и размятой глиной.

После воздушно-сухой сушки, заготовка изделия обжигалась вместе с содержащимся внутри кизяком.

Ниже представляю две фотографии из Ахтынского краеведческого музея, где представлены масляные или жировые лампы (светильники), как примеры изделий сложной формы, при этом, как мне кажется у отдельно представленного лампы явно очень древнее происхождение, и имел одно отверстие предназначенное и для фитиля, и для заливки масла (жира).

 

 

Фото №9

 

Фото №10

Другие формы светильников, на мой взгляд отдельные лампы более позднего изготовления (подверглись дополнительной обработке в виде чернения, глазурования), но основа изготовления изделий полагаю по этой-же технологии – по выжигаемым моделям.

 

 

Фото №11

Как видите, чтобы изготовить керамическое изделие, такой сложной формы как масляная лампа необходимо изготовить выше представленную простую модель из навоза, который сушится, далее кизяк, обкладывается слоем глины и вырезается два отверстия (для фитиля и заливки масла или жира). В принципе такой светильник может изготовить, и тот, кто не владеет навыками гончара. При этом создание полости внутри изделия не создает проблем, как при нанесении рисунков, узоров, например, штампами, налепов, защипок и т.д., так как, внутри находится крепкая модель из кизяка.

 

 

Фото № 12

Мне дилетанту, чтобы приготовить тесто глины, в которую добавил порядка 20% глинистого сланца, размять и обмазать выше представленный модель уже из кизяка и изготовить данную масляную лапу под старину (но и с дополнительным отверстием для заливки масла или жира) понадобилось минут 20 - 25.

 

 

Фото 13

Как видите трещины по модели пошли даже в ходе естественной сушки. Т.е. изготовить, обмазав форму из кизяка тестом глины не можем получать заготовку изделия. Тогда спрашивается, а как быть с обломками изделий на внутренней стороне которых встречаются следы семян и стеблей растений, или другими словами, а почему у древних мастериц заготовки изделий не трескались, а у меня треснулись?

Анализ возникшей проблемы и подсказал выходы.

1 вариант. В тесто «жирной» глины добавить много отощителя, т.е. на 1 часть глины добавить 2 или немного более отощителя, чтобы уменьшить % усадки, соответственно и уменьшить напряжения в теле заготовки изделия;

Чтобы «отремонтировать» модель масляной лампы, указанной на фото 13, поступил следующим образом. Приготовил тесто глины, состоящей 1 части глины, 2 частей отощителя (кварцевого песка) и 1 части золы. Намочил трещины и прилегающие места водой, заполнил трещины и обмазал тонким слоем глины. Воздушно-сухая сушка показала, отсутствие трещин. Досушку, и удаление кристаллизационной воды осуществил в песочной бане (песочная баня имеет определенную инертность в ходе разогрева и остывания). После выковырял кизяк из формы (чтобы поменьше было дыма в ходе обжига), заполнил освободившееся место золой, форму положил в миску из нержавейки, обсыпал форму золой и положил в муфельную печь для обжига.

 

 

Фото 14

 

Процесс обжига в муфельной печи.

 

 

Фото 15

Вот так выглядит реконструированная масленая лампа в 3D формате. Весь процесс обжига занял 4,5 часа, максимально температуру довел до 930 градусов Цельсия, после чего печь отключил. В связи с тем, что обжиг проводил в золе, горячая зола (входящие в состав золы окислы щелочных и щелочноземельных металлов) прореагировали с частицами кварцевого песка остеклением, итого при постукивании изделие звенит.

2 вариант. Если в ходе усадки тесту жирной глины модели для равномерной усадки необходим определенный объем пространства, а форма из кизяка этому мешает, то форму из кизяка необходимо сделать сжимаемой.

Полагаю, форму из кизяка можно сделать сжимаемой, если немного усовершенствовать технологию изготовления формы из кизяка. Если сперва изготовить из сена или соломы форму обвязав стеблями сена или соломы, чтобы придать более устойчивую форму, и потом обмазать эту форму тонким слоем жижи из навоза консистенции густой сметаны (пластификатор) и поставить сушиться, то будем иметь форму из кизяка имеющей свойство сжиматься в ходе (усадки) потери влаги тестом глины на заготовке изделия.

Итак, мой аналог реплики формы из кизяка для масляной лампы, имеющей свойство сжиматься был изготовлен из следующих материалов: внутреннюю «куклу» свернул из салфеток и обмотал ниткой (замена сена или соломы, соответственно нитка – замена стеблей сена или соломы для обвязки формы), навозной жижи консистенции густой сметаны у меня тоже не было, соответственно «куклу» просто обмазал навозом и поставил сушиться. Далее обмазал формы глиной и поставил сушиться (в ходе сушки, переворачивая с бока на бок, наблюдал, что форма даже под собственным весом сжимаема) и получил модель масляной лампы без трещин после воздушно-сухой сушки.


Фото16

Считаю необходимости в обжиге нет, также считаю с основными технологическими нюансами изготовления форм изделий сложной формы способом по выжигаемым моделям или кизячным способом, которыми пользовались установленными. Т.е. теоретические рассуждения обосновываются на фактических результатах из реплик.

Использование предполагаемого способа по выжигаемым моделям в металлургии

Полагаю также, что данный древний «кизячный способ» или способ по выжигаемым моделям является одним из первых заимствованных технологий из керамического производства в металлургию - способ изготовления точных форм для отливки единичных экземпляров цветных металлов (температура плавления бронзы - оловянных бронз 900 - 950° С, без оловянных марок 950 - 1080°С, латуни 900 - 1050°С, а температура плавления даже легкоплавкой керамики 1350°С)   т.е. сами формы разового пользования просты в изготовлении, по сравнению с разъемными формами многократного пользования состоящие из двух половинок и изготавливаемых из термостойких камней.

Т.е., считаю данный способ «вкладом» местных женщин мастериц, в развитие металлургического производства в Дагестане, которое было заимствовано мужчинами занимающихся металлургией в эпоху раннего металла.

Считаю также, что данный кизячный или способ по выжигаемым моделям первичным, по сравнению с изготовлением разъемных форм многократного пользования, которые предполагают также стандартизацию изделий - изготовление изделий одинакового размера, и наличие большого объема металла при массовом производстве в разъемных формах многократного пользования. Как известно, на начальном этапе развития металлургии, металлурги большими запасами металла не располагали…

Согласитесь, изготовив, например, из навоза модель топора с литником и выпором, далее, как выше описано согласно описываемого кизячного способа для сложных форм (см. пример изготовления масленой лампы), и форма для отливки из бронзы, например, топора, пики, меча, ножа, и т.д., готова. Остается выжечь кизяк, очистить от золы, разогреть форму, залить расплавленной бронзой, после остывания разбить керамическую форму и извлечь заготовку изделия (так называемое литье с потерей формы).

Хочу обратить внимание еще на одно обстоятельство подтверждающий факт первичности разовых форм из глины по сравнению с каменными формами (например, из мелкозернистого песчаника) многократного пользования.

В Дагестане во множестве имеются найденные в основном археологами (раскопанные в царский, советский и постсоветский) периоды бронзовые изделия именно местного производства, и при этом, что характерно, изделия одного вида всегда имеют разную размерность. Данное обстоятельство на мой взгляд говорит об индивидуальном производстве каждой формы для каждого изделия без использования каменных разъемных форм многократного пользования.

Также предполагаю, что данный древний способ – по выжигаемым моделям (в отличие от разъемных форм многократного пользования) является «предком» - аналогом тысячелетиями позже начавшимся практиковаться в точном литье способе по выплавляемым восковым моделям, или в оболочковые (корковые) формы, которые использовались/используются и сегодня для отливки цветных и черных металлов (сплавов), также используется ювелирами, стоматологами.

Т.е. материал кизяк из которого изготавливался модель, покрывали оболочкой из керамики, и модель выжигали, заменили на материал воск из которого изготавливается модель покрывается керамической оболочкой, а материал воск выплавляется для повторного использования, остальное в технологии осталось прежним – керамическую форму из глины, как и термостойкую керамическую корку, после заливки металла также разбивается.

В связи с тем, что как полагаю, основное применение данный кизячный способ имел при изготовлении керамических изделий в виде кухонной посуды и др. сосудов различных размеров, считаю изготовление всех видов бронзовых реплик видов древних топоров, пик, мечей, ножей, и др. изделий где можно применить данный способ необязательным. По этой причине представляю только фотографию реплики, изготовленной по данной технологии с краткими пояснениями.

 

Фото № 17

 

С целью установления возможности использования выжигаемых моделей из кизяка в металлургии и изготовления реплики отобрал с просторов интернета фотографию древнего топора.

 


Фото № 18

Модель данного топора из кизяка представлено выше. В отверстие, куда вставляется деревянная ручка, и куда необходимо было вставить соответствующей формы кусок сухой глины, заменил на кусок алюминиевой трубки с пластмассовой наружной оболочкой. Как видите остается обмазать модель глиной с литником и выпором и оставить форму изделия для воздушно-сухой сушки. Далее выжечь модель, высыпать золы, разогреть форму и залить металл, разбить форму и извлечь заготовку изделия. Рассмотрев модель и поняв, что таким образом действительно можно получить копию древнего топора (как и других изделий) дальнейшие операции по получению реплики топора приостановил (В основном из-за проблемы выжигания кизяка в квартире, и объема металла. Думаю, для реплики и свинец подойдет).

С целью доказательства того, что индивидуально изготовленные керамические разбиваемые формы разового пользования первичны по сравнению с каменными разъемными формами многократного пользования поступил следующим образом.

В связи с тем, что у меня не имелись бронзовые модели, древних изделий, из глины вручную слепил модели пики и топора, далее высушил и подверг обжигу.

Фото № 19

 


Фото № 20

 

Далее с помощью модели топора изготовил форму из глины с литником и выпором.

 

Фото № 21

В ходе обжига формы по верхней части (у литника) прошла трещина. Далее эту форму немного обмазав жидкой глиной соединил половинки и поместив в песочную баню подогрел и залил расплавом свинца.

 


Фото № 22

Фото № 23

Модель топора из свинца, ручка из прессованных бумажных волокон (картон).

Фото № 24

Та же модель топора, покрашенная бронзовой эмалью и установленный на подобие пня.

С технологической точки зрения, если имеешь керамическую форму для отливки изделия (а керамическая форма, изготовленная из самой легкоплавкой глины, имеет температуру плавления 1350 град. Цельсия, при этом добавками можно и дальше резко повысить температуру плавления), не имеет значения какой материал заливается в форму – воск, свинец, латунь, бронза или железо. Из чего и на основе выше представленной реплики, а также того, что найденные в Дагестане во множестве бронзовые изделия одного вида имеют разную размерность, можно предположить, что в южном Дагестане в эпоху раннего металла (IV тыс. до н.э.) и позже литье бронзовых изделий (в основном мышьяковистая бронза) осуществлялась в разбиваемые (разового пользования) керамические формы, при этом для изготовления моделей форм могли использовать модели с выжигаемой моделью изготовленных из кизяка а также керамические модели изготовленные из глины.

Учитывая то, что 6 – 3 тыс. лет до н. э. - неолит (ново – каменный век), этот – же период для Дагестана является периодом раннего металла, и именно южный Дагестан являлся одним из основных центров зарождения металлургии в Дагестане, т.к. именно в предгорной и горной части южного Дагестана расположены основные запасы руд цветных и черных металлов, встречающихся в Дагестане.

Учитывая также, что эта же эпоха производящего хозяйства земледельцев скотоводов, ведущих оседлый образ жизни в поселениях. Строили каменные и саманные жилища и пристройки.

В этот период заготовки керамических изделий в основном уже лепились из специально подготовленной сухой смеси. Т.е. куски «свежей» - мокрой глины сушились, далее разламывались булыжниками на плоском камне скальных пород и после очистки от камней и остатков растительности растирали на зернотерках, таким образом подготовленный сухой пылевидный порошок глины хранилось отдельно.

Аналогично поступали и с отощителем – в основном глинистым сланцем, который разламывали булыжниками на плоском камне скальных пород и просеивали через сито из кожи с отверстиями до 5 мм, и эта фракция меньше 5 мм также хранилось отдельно.

Зола, используемая как добавка – плавень (входящие в состав золы соли щелочных щелочноземельных металлов, в ходе процесса обжига преобразовываются в оксиды и будучи сильными плавнями понижают температуру спекания керамического изделия, через образование легкоплавких стекол, что было очень важно в случае примитивного обжига) проходила также очистку от входящих в его состав угольков и других веществ, с помощью сит из кожи, которая также хранилась отдельно.

По мере необходимости подготавливалась сухая смесь, где тщательно перемешивались входящие в сухую смесь вещества в определенных пропорциях и только после этого добавлялась вода или водная вытяжка из золы (данная технология сегодня используется при реализации сухих смесей, используемых в строительстве), способствующая лучшему спеканию изделия при более низких температурах. После тщательного разминания тесто глины считалось готовой для лепки изделий.

Данная технология обеспечивала не только равномерного распределения в тесте глины отощителей и плавней, что сказывалось на качестве изделий, но позволяло получать керамические изделия со свойствами, характеристиками, которые превосходили по качеству и другим показателям (обжиг проводился в защищенном костре или в очаге) изделия изготовленные ручной лепкой, жгутовым или ленточными способами (обжиг проводился в незащищённых кострах), при этом данная технология также являлась более высокопроизводительной по сравнению с указанными технологиями производства керамических изделий.

Выводы:

- Впервые установлена последовательность технологических операций и конкретные наименования вводимых в тесто глины веществ, и на этой основе изготовлены и получены реплики, соответствующие изделиям, изготовленным «Кизячным способом» или способом во выжигаемым моделям.

- Установлено также, что с внутренней стороны черепка изделия или обломка визуально (в т.ч. через микроскоп) и тактильно просматривается и прощупывается следы выгоревших семян, стеблей трав, соломы и др. остатков растительного происхождения, которые входили в состав кизяка, который использовался как модель при формовании изделий из теста глины.

- Учитывая, используемые технологические приемы при изготовлении керамических изделий – грубая ручная визуальная очистка глины от входящих нежелательных компонентов, использование защищенного костра или очага с использованием низко калорийного кизяка как топлива, а также то, что на изделиях за редким исключением присутствует орнаментация (пока мне не попался ни один обломок с орнаментацией), можно предположить, что данная технология также относится к одним из древнейших и вполне допустимо отнесение его на третье место после ручной лепки с обжигом изделий в незащищенном костре которыми пользовались охотники-собиратели, и после Кахульского (или жгутового) способа изготовления керамических изделий, где земледельцы – скотоводы ведущие уже оседлый образ жизни,  для обжига керамических изделий пользовались незащищенным костром – своеобразной пирамидкой из кизяков и обжигаемых изделий. В данном кизячном или по выжигаемым моделям способе реализован совершенно другой принцип формования тела изделия – это изготовление модели из кизяка, с последующей обмазкой модели тестом глины или обжим раскатанного скалкой слоя глины на модели из кизяка, при этом обжиг изделия осуществляется в защищенном костре или очаге, соответственно режим обжига окислительный, температура костра и качество изделий выше.

- Установлено, что в ходе обжига керамических изделий в практиковавшемся простейшем защищенном костре или очаге, где топливом служил кизяк, внутри изделий также оставался кизяк, которые в ходе обжига превращалось в золу, а также горячая зола с наружи образующаяся из кизяка, используемого как топливо контактируя с горячим обжигаемыми керамическими изделиями изменял цвет керамических изделий с красного на относительно бело-желтые кремовые тона.

Из чего следует, данная технология по выжигаемым моделям впервые начали практиковать люди ведущие оседлый образ жизни, основными занятиями которых было земледелие и скотоводство, ограниченно металлургия. Учитывая также, что южный Дагестан, в т.ч. предгорные и горные части были заселены земледельцами-скотоводами в неолите (ново каменном веке) – 6 – 3 тыс. лет до н.э., и при изготовлении керамических изделий использовали исключительно местное сырье, то можно предположить, что способ по выжигаемым моделям или кизячная технология изготовления керамических изделий, впервые начали практиковать (изобретена местными мастерицами) в начале указанного периода, как более прогрессивный и способный при простоте способа (не требовалось высокого гончарного мастерства) удовлетворить массовым выходом продукции потребности семьи и общества при разнообразии видов изготавливаемых керамических изделий необходимых при оседлом образе жизни, и вполне вероятно данный способ был заимствован для изготовления разовых форм при отливке металлических изделий зарождающимся новой отраслью производства - металлургией.



 

© 2010 Фонд лезгины.
За достоверность публикуемой пользователями информации администрация Фонда ответственности не несет.
При копировании материалов ссылка на lezghins.com обязательна.

Разработка сайтов в Махачкале